1.Педагоги школы должны обращать внимание на особенности в поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о жестоком обращении или насилии по отношении к нему:
- психическое и физическое развитие ребенка не соответствует его возрасту;
-неухоженность, неопрятность; апатичность или, наоборот, агрессивность ребенка;
-изменчивое поведение: переход от спокойного состояния к внезапному возбуждению (такое поведение часто является причиной нарушения контактов с другими детьми);
- проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания;
- отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле;
- повторяющиеся жалобы на недомогание (головную боль, боли в животе и др.);
- враждебность или чувство страха по отношению к отцу или матери;
-сильная реакция испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого;
- судорожное реагирование на поднятую руку, вздрагивание при неожиданном приближении взрослого, резких движениях (ребенок сжимается, как бы боясь удара);
-чрезмерное стремление к одобрению, ласке любого взрослого, гипертрофированная забота обо всем и обо всех;
- демонстрация «взрослого» поведения, интерес к вопросам секса;
- обвинение ребенком родителей или опекуна в нанесении повреждений;
- повышенная драчливость ребенка, агрессивность в играх и по отношению к другим детям;
- обманы, ложь, острые эмоциональные реакции при получении замечаний или плохих оценок, боязнь идти домой;
- ребенок много времени проводит в семье знакомых, одноклассников, соседей, не стремиться домой после школы.
Особенности в поведении взрослых, которые, предположительно, могут проявлять жесткость по отношению к ребенку:
- в беседе о ребенке родители проявляют настороженность или безразличие;
- на жалобы по поводу поведения сына (дочери) в школе реагируют холодно либо очень бурно и эмоционально;
- часто меняют детского участкового врача, переводят ребенка из одного учреждения, в другое.
- запрет родителей на осмотр ребенка в образовательном учреждении;
- необъяснимая отсрочка в обращении родителя и ребенка за медицинской помощью;
- противоречия в беседе о ребенке, семье, увлечениях ребенка, совместном времяпрепровождении;
- объяснения о состоянии ребенка не несовместимы с имеющимися проблемами, физическими травмами;
- родители обвиняют ребенка в полученных повреждениях;
- родители не знают друзей ребенка.
2. В случае подозрения на жестокое обращение с ребенком родителей (или законных представителей) педагоги и специалисты школы должны предпринять следующие меры:
- необходимо завоевать доверие несовершеннолетнего, наблюдать за его поведением, а замеченные отклонения заносить в дневник наблюдения.
- в случае получения оснований полагать, что с несовершеннолетним жестоко обращаются, не должным образом воспитывают, применяют насильственные формы воздействия, психически угнетают, проявляют безразличие к ребенку и т. д., осуществить выход в семью ребенка (изучить условия проживания несовершеннолетнего, установить контакты с семьей, побеседовать с родителями (или законными представителями), близкими родственниками, высказать свою озабоченность его поведением в образовательном учреждении).
В результате предпринятых действий можно прийти к следующим выводам:
- предположение о факте жестокого обращения подтверждается (не подтверждается);
- решение проблемы не терпит отлагательства и требует подключения специалистов всех субъектов профилактики.
3. При выявлении случая жестокого обращения с ребенком со стороны родителя (или законного представителя), необходимо:
- немедленно направить информацию (в письменной форме) руководителю ОУ о выявленном случае жестокого обращения с ребенком;
- руководитель образовательного учреждения незамедлительно сообщает по телефону (затем, в течение дня направляет письменную информацию) о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в КДН и ЗП, ОМВД для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка.
4. В целях защиты прав и интересов несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения:
- совместно с заинтересованными службами (медицинскими работниками, педагогами-психологами, социальным педагогом, педагогами) разрабатывается план реабилитации несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения (в течение двух рабочих дней с момента подтверждения факта жестокого обращения), включая работу с семьей несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения;
- в КДН и ЗП, ОМВД направляется информация о рассмотрении вопроса о привлечении виновных лиц к ответственности, в соответствии с действующим законодательством.
/files/pamyatka-dlya-pedagogov-po-zhestokomu-obrashcheniyu.docx