Памятка педагогу

ср, 05.02.2020

1.Педагоги школы должны обращать внимание на особенности в поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о жестоком обращении или насилии по отношении к нему:

 

- психическое и физическое развитие ребенка не соответствует его возрасту;

-неухоженность, неопрятность; апатичность или, наоборот, агрессивность ребенка;

-изменчивое поведение: переход от спокойного состояния к внезапному возбуждению (такое поведение часто является причиной нарушения контактов с другими детьми);

- проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания;

- отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле;

- повторяющиеся жалобы на недомогание (головную боль, боли в животе и др.);

- враждебность или чувство страха по отношению к отцу или матери;

-сильная реакция испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого;

- судорожное реагирование на поднятую руку, вздрагивание при неожиданном приближении взрослого, резких движениях (ребенок сжимается, как бы боясь удара);

-чрезмерное стремление к одобрению, ласке любого взрослого, гипертрофированная забота обо всем и обо всех;

- демонстрация «взрослого» поведения, интерес к вопросам секса;

- обвинение ребенком родителей или опекуна в нанесении повреждений;

- повышенная драчливость ребенка, агрессивность в играх и по отношению к другим детям;

- обманы, ложь, острые эмоциональные реакции при получении замечаний или плохих оценок, боязнь идти домой;

- ребенок много времени проводит в семье знакомых, одноклассников, соседей, не стремиться домой после школы.

 

Особенности в поведении взрослых, которые, предположительно, могут проявлять жесткость по отношению к ребенку:

- в беседе о ребенке родители проявляют настороженность или безразличие;

- на жалобы по поводу поведения сына (дочери) в школе реагируют холодно либо очень бурно и эмоционально;

- часто меняют детского участкового врача, переводят ребенка из одного учреждения, в другое.

- запрет родителей на осмотр ребенка в образовательном учреждении;

- необъяснимая отсрочка в обращении родителя и ребенка за медицинской помощью;

- противоречия в беседе о ребенке, семье, увлечениях ребенка, совместном времяпрепровождении;

- объяснения о состоянии ребенка не несовместимы с имеющимися проблемами, физическими травмами;

- родители обвиняют ребенка в полученных повреждениях;

- родители не знают друзей ребенка.

 

2. В случае подозрения на жестокое обращение с ребенком родителей (или законных представителей) педагоги и специалисты школы должны предпринять следующие меры:

 

- необходимо завоевать доверие несовершеннолетнего, наблюдать за его поведением, а замеченные отклонения заносить в дневник наблюдения.

- в случае получения оснований полагать, что с несовершеннолетним жестоко обращаются, не должным образом воспитывают, применяют насильственные формы воздействия, психически угнетают, проявляют безразличие к ребенку и т. д., осуществить выход в семью ребенка (изучить условия проживания несовершеннолетнего, установить контакты с семьей, побеседовать с родителями (или законными представителями), близкими родственниками, высказать свою озабоченность его поведением в образовательном учреждении).

 

В результате предпринятых действий можно прийти к следующим выводам:

 

- предположение о факте жестокого обращения подтверждается (не подтверждается);

- решение проблемы не терпит отлагательства и требует подключения специалистов всех субъектов профилактики.

 

3. При выявлении случая жестокого обращения с ребенком со стороны родителя (или законного представителя), необходимо:

 

- немедленно направить информацию (в письменной форме) руководителю ОУ о выявленном случае жестокого обращения с ребенком;

- руководитель образовательного учреждения незамедлительно сообщает по телефону (затем, в течение дня направляет письменную информацию) о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в КДН и ЗП, ОМВД для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка.

 

4. В целях защиты прав и интересов несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения:

 

- совместно с заинтересованными службами (медицинскими работниками, педагогами-психологами, социальным педагогом, педагогами) разрабатывается план реабилитации несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения (в течение двух рабочих дней с момента подтверждения факта жестокого обращения), включая работу с семьей несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения;

- в КДН и ЗП, ОМВД направляется информация о рассмотрении вопроса о привлечении виновных лиц к ответственности, в соответствии с действующим законодательством.

/files/pamyatka-dlya-pedagogov-po-zhestokomu-obrashcheniyu.docx