ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ МБОУ ТСОШ на 2022-2023 годы (PDF, 1.07 МБ)
Программа воспитания МБОУ Тазовская средняя общеобразовательная школа (далее – Программа) предусматривает обеспечение процесса разработки рабочей программы воспитания на основе Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с учётом Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года и Плана мероприятий по ее реализации в 2021-2025 гг., Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее — ФГОС).
Программа является методическим документом, определяющим комплекс основных характеристик воспитательной работы, осуществляемой в школе, разрабатывается с учётом государственной политики в области образования и воспитания.
Программа основывается на единстве и преемственности образовательного процесса на уровнях начального общего, основного общего, среднего общего образования, соотносится с примерными рабочими программами воспитания для организаций, реализующих образовательные программы дошкольного, среднего профессионального образования.
Программа предназначена для планирования и организации системной воспитательной деятельности с целью достижения обучающимися личностных результатов образования, определённых ФГОС; разрабатывается и утверждается с участием коллегиальных органов управления школой (в том числе советов обучающихся), советов родителей; реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой совместно с семьей и другими участниками образовательных отношений, социальными институтами воспитания; предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.
В соответствии с ФГОС личностные результаты освоения программ общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: гражданского, патриотического, духовно-нравственного, эстетического, физического, трудового, экологического, познавательного воспитания.
Программа включает три раздела: целевой, содержательный, организационный.
Приложение: календарный план воспитательной работы.
Участниками образовательных отношений в части воспитании являются педагогические и другие работники образовательной организации, обучающиеся, их родители (законные представители), представители иных организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации, локальными актами школы. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.
Нормативные ценностно-целевые основы воспитания обучающихся в школе определяются содержанием российских гражданских (базовых, национальных) норм и ценностей, основные из которых закреплены в Конституции Российской Федерации. Эти ценности и нормы определяют инвариантное содержание воспитания школьников. С учетом мировоззренческого, этнического, религиозного многообразия российского общества ценностно-целевые основы воспитания обучающихся включают духовно-нравственные ценности культуры народов России, традиционных религий народов России в качестве вариативного компонента содержания воспитания, реализуемого на добровольной основе, в соответствии с мировоззренческими и культурными особенностями и потребностями родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Воспитательная деятельность в школе реализуется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания, установленными в государственной Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Отечества.
1.1. Методологические подходы и принципы воспитания
Методологической основой воспитательной деятельности являются аксиологический, антропологический, культурно-исторический и системно-деятельностный подходы:
– гуманитарно-антропологический подход предполагает становление и воспитание человека во всей полноте его природных, социальных и духовных характеристик. Воспитание человека осуществляется в системе реальных жизненных связей и отношений с другими людьми в со-бытийной общности, являющейся смысловым центром практики воспитания. В общностях происходит зарождение нравственного сознания, навыков управления собственными чувствами, обретение опыта нравственного поведения, что в совокупности с личностными особенностями составляет основу субъектности ребенка.
– культурно-исторический подход предполагает освоение личностью ценностей культуры посредством интериоризации — личностного усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом. Социальная ситуация развития полагается в качестве главного источника развития ребенка; его общения со взрослым в ходе освоения культурных образцов и способов деятельности. Она становится условием его ближайшего развития и задаёт перспективу, в которой формируется образ будущего России, складывается понимание миссии и роли нашей страны в мировом культурном наследии и его цивилизационном развитии.
– системно-деятельностный подход предполагает системную реализацию воспитательного потенциала содержания образования, формирование и развитие у обучающихся мотивации к учебной деятельности, развитие субъективной личностной позиции на основе опыта нравственной рефлексии и нравственного выбора.
Методологические основы определяются рядом основных принципов воспитания:
Данные принципы являются основой содержания программ воспитания, реализуются при проектировании воспитания в образовательных организациях, учитываются при формировании и поддержании их уклада.
1.2. Цель и задачи воспитания обучающихся
Современный российский национальный воспитательный идеал —высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере образования цель воспитания обучающихся в школе: создание условий для личностного развития, самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.[1]
Задачи воспитания обучающихся в школе: усвоение ими знаний, норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний); формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие); приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний и сформированных отношений в жизни, практической деятельности.
1.3. Целевые ориентиры результатов воспитания
Результаты достижения цели и решения задач воспитания представляются в форме целевых ориентиров ожидаемых результатов воспитания по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС на уровнях начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального общего образования.
Направления воспитания | Целевые ориентиры |
---|---|
Гражданское Патриотическое
| Знающий и любящий свою малую родину, свой край. Имеющий представление о своей стране, Родине – России, ее территории, расположении. Сознающий принадлежность к своему народу, проявляющий уважение к своему и другим народам. Сознающий свою принадлежность к общности граждан России; Понимающий свою сопричастность прошлому, настоящему и будущему своей малой родины, родного края, своего народа, российского государства. Имеющий первоначальные представления о своих гражданских правах и обязанностях, ответственности в обществе. Понимающий значение гражданских символов (государственная символика России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним уважение. |
Духовно-нравственное | Сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и достоинство каждого человека. Умеющий анализировать свои и чужие поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, давать нравственную оценку своим поступкам, отвечать за них. Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь, выражающий неприятие любых форм поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям. Понимающий необходимость нравственного совершенствования, роли в этом личных усилий человека, проявляющий готовность к самоограничению своих потребностей. Владеющий первоначальными навыками общения с людьми разных народов, вероисповеданий. Знающий и уважающий традиции и ценности своей семьи, российские традиционные семейные ценности (с учетом этнической, религиозной принадлежности). Владеющий первоначальными представлениями о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению. Знающий и соблюдающий основные правила этикета в обществе. |
Эстетическое | Проявляющий уважение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, творчеству своего народа, отечественной и мировой художественной культуре. Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусства. Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве людей. |
Физическое | Соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде. Ориентированный на физическое развитие, занятия физкультурой и спортом. Бережно относящийся к физическому здоровью и душевному состоянию своему и других людей. Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе. Сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учетом возраста. |
Трудовое | Сознающий ценность честного труда в жизни человека, семьи, народа, общества и государства. Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам своего труда и других людей, прошлых поколений. Выражающий желание участвовать в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности. Проявляющий интерес к разным профессиям. |
Экологическое | Понимающий ценность природы, окружающей среды, зависимость жизни людей от природы. Способный правильно оценивать влияние людей, в том числе собственного поведения, на состояние природы, окружающей среды. Проявляющий любовь к природе, бережное отношение, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам. Выражающий готовность осваивать первоначальные навыки охраны природы, окружающей среды и действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами. |
Познавательное | Выражающий познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. Обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах как компонентах единого мира, многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы, о науке, научном знании, научной картине мира. Проявляющий уважение и интерес к науке, научному знанию в разных областях. Обладающий первоначальными навыками исследовательской деятельности. |
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного общего образования.
Направления воспитания | Целевые ориентиры |
---|---|
Гражданское
| Знающий и принимающий свою российскую гражданскую идентичность в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, в современном мировом сообществе. Проявляющий уважение, ценностное отношение к государственным символам России, праздникам, традициям народа России. Понимающий и принимающий свою сопричастность прошлому, настоящему и будущему народа Проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России, реализации своих гражданских прав и свобод. Ориентированный на участие на основе взаимопонимания и взаимопомощи в разнообразной социально значимой деятельности, в том числе гуманитарной (добровольческие акции, помощь нуждающимся и т.п.). Принимающий участие в жизни класса, школы (в том числе самоуправлении), местного сообщества, родного края. Выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции в обществе. |
Патриотическое | Сознающий свою этнокультурную идентичность, любящий свой народ, его традиции, культуру. Проявляющий уважение, ценностное отношение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране. Сознающий себя патриотом своего народа и народа России в целом, свою общероссийскую культурную идентичность. Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории, культуры своего народа, своего края, других народов России. Знающий и уважающий боевые подвиги и трудовые достижения своих земляков, жителей своего края, народа России, героев и защитников Отечества в прошлом и современности. Знающий и уважающий достижения нашей общей Родины – России в науке, искусстве, спорте, технологиях. |
Духовно-нравственное | Знающий и уважающий основы духовно-нравственной культуры своего народа, других народов России. Выражающий готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных, социокультурных ценностей и норм с учетом осознания последствий поступков. Ориентированный на традиционные духовные ценности и моральные нормы народов России, российского общества в ситуациях нравственного выбора. Выражающий неприятие аморальных, асоциальных поступков, поведения, противоречащих традиционным в России духовно-нравственным ценностям и нормам. Сознающий свою свободу и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства. Понимающий ценность межрелигиозного, межнационального согласия людей, граждан, народов в России, умеющий общаться с людьми разных народов, вероисповеданий. Выражающий уважительное отношение к религиозным традициям и ценностям народов России, религиозным чувствам сограждан. Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей. Проявляющий нравственные и эстетические чувства к родному языку, русскому языку и литературе как части духовной культуры своего народа, российского общества, устойчивый интерес к чтению. |
Эстетическое | Проявляющий восприимчивость к разным видам искусства, понимание его эмоционального воздействия, влияния на душевное состояние и поведение людей. Знающий и уважающий художественное творчество своего и других народов, понимающий его значение в культуре. Сознающий значение художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве. Выражающий понимание ценности отечественного и мирового художественного наследия, роли народных традиций и народного творчества в искусстве. Ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, художественном творчестве. |
Физическое | Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности человека в обществе, значение личных усилий человека в сохранении здоровья своего и других людей. Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность). Проявляющий неприятие вредных привычек (курение, употребление алкоголя, наркотиков, игровая и иные формы зависимостей), понимание их последствий, вреда для физического и психического здоровья. Знающий и соблюдающий правила безопасности, в том числе безопасного поведения в информационной, интернет-среде. Способный адаптироваться к стрессовым ситуациям, меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт. Умеющий осознавать эмоциональное состояние своё и других людей, стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием. Обладающий первоначальными навыками рефлексии физического состояния своего и других людей, готовый оказывать первую помощь себе и другим людям. |
Трудовое | Уважающий труд, результаты трудовой деятельности своей и других людей. Выражающий готовность к участию в решении практических трудовых дел, задач (в семье, школе, своей местности) технологической и социальной направленности, способный инициировать, планировать и выполнять такого рода деятельность. Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода на основе изучаемых предметных знаний. Сознающий важность обучения труду, накопления навыков трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в обществе. Понимающий необходимость человека адаптироваться в профессиональной среде в условиях современного технологического развития, выражающий готовность к такой адаптации. Понимающий необходимость осознанного выбора и построения индивидуальной траектории образования и жизненных планов получения профессии, трудовой деятельности с учетом личных и общественных интересов и потребностей. |
Экологическое | Ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для решения задач в области охраны окружающей среды, планирования своих поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды. Понимающий глобальный характер экологических проблем, путей их решения, значение экологической культуры в современном мире. Выражающий неприятие действий, приносящих вред природе, окружающей среде. Сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред. Выражающий готовность к участию в практической деятельности экологической, природоохранной направленности. |
Познавательное
| Выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учетом индивидуальных способностей, достижений. Ориентированный в деятельности на систему научных представлений о закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой. Развивающий личные навыки использования различных средств познания, накопления знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной, цифровой среде). Демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания, навыки исследовательской деятельности.
|
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне среднего общего образования.
Направления воспитания | Целевые ориентиры |
---|---|
Гражданское | Осознанно выражающий свою российскую гражданскую идентичность в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, современном мировом сообществе. Сознающий свое единство с народом России как источником власти и субъектом тысячелетней российской государственности, с Российским государством, ответственность за развитие страны, российской государственности в настоящем и будущем. Проявляющий готовность к защите Родины, способный аргументированно отстаивать суверенитет и достоинство народа России и Российского государства, сохранять и защищать историческую правду о Российском государстве в прошлом и в современности. Ориентированный на активное гражданское участие на основе уважения закона и правопорядка, прав и свобод сограждан, уважения к историческому и культурному наследию России. Осознанно и деятельно выражающий неприятие любой дискриминации в обществе по социальным, национальным, расовым, религиозным признакам, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции, антигосударственной деятельности. Обладающий опытом гражданской социально значимой деятельности (в школьном самоуправлении, добровольчестве, экологических, природоохранных, военно-патриотических и др. объединениях, акциях, программах). |
Патриотическое | Выражающий свою этнокультурную идентичность, демонстрирующий приверженность к родной культуре на основе любви к своему народу, знания его истории и культуры. Сознающий себя патриотом своего народа и народа России в целом, деятельно выражающий чувство причастности к многонациональному народу России, к Российскому Отечеству, свою общероссийскую культурную идентичность. Проявляющий деятельное ценностное отношение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, к национальным символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране – России. Проявляющий уважение к соотечественникам, проживающим за рубежом, поддерживающий их права, защиту их интересов в сохранении общероссийской культурной идентичности. |
Духовно-нравственное | Проявляющий приверженность традиционным духовно-нравственным ценностям, культуре народов России (с учетом мировоззренческого, национального, религиозного самоопределения семьи, личного самоопределения). Действующий и оценивающий свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных, социокультурных ценностей и норм с учетом осознания последствий поступков. Сознающий и деятельно выражающий понимание ценности каждой человеческой личности, свободы мировоззренческого выбора, самоопределения, отношения к религии и религиозной принадлежности человека. Проявляющий уважение к представителям различных этнокультурных групп, традиционных религий народов России, национальному достоинству, религиозным убеждениям с учетом соблюдения конституционных прав и свобод всех граждан. Понимающий и деятельно выражающий ценность межрелигиозного, межнационального согласия людей, граждан, народов в России. Способный вести диалог с людьми разных национальностей, религиозной принадлежности, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения. Ориентированный на создание устойчивой семьи на основе российских традиционных семейных ценностей, понимании брака как союза мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания в ней детей, неприятия насилия в семье, ухода от родительской ответственности. Обладающий сформированными представлениями о ценности и значении в отечественной и мировой культуре языков и литературы народов России, демонстрирующий устойчивый интерес к чтению как средству познания отечественной и мировой духовной культуры. |
Эстетическое | Знающий и уважающий художественное творчество своего народа, других народов, понимающий его значение в культуре. Критически оценивающий и деятельно проявляющий понимание эмоционального воздействия искусства, его влияния на душевное состояние и поведение людей. Деятельно проявляющий понимание художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве. Ориентированный на осознанное самовыражение в разных видах искусства, художественном творчестве с учетом российских традиционных духовных и нравственных ценностей, на эстетическое обустройство собственного быта. Выражающий понимание ценности отечественного и мирового художественного наследия, роли народных традиций и народного творчества в искусстве. |
Физическое | Понимающий и выражающий в практической деятельности ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении и укреплении своего здоровья, здоровья других людей. Выражающий на практике установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, физическая активность), стремление к физическому самосовершенствованию, соблюдающий и пропагандирующий безопасный и здоровый образ жизни. Проявляющий сознательное и обоснованное неприятие вредных привычек (курение, употребление алкоголя, наркотиков, любые формы зависимостей), деструктивного поведения в обществе и цифровой среде, понимание их вреда для физического и психического здоровья. Соблюдающий правила личной и общественной безопасности, в том числе безопасного поведения в информационной среде. Развивающий свои способности адаптироваться к стрессовым ситуациям в общении, в разных коллективах, к меняющимся социальным, информационным и природным условиям. Демонстрирующий навыки рефлексии своего физического и психологического состояния, состояния окружающих людей с точки зрения безопасности, сознательного управления своим эмоциональным состоянием, готовность и умения оказывать первую помощь себе и другим людям. |
Трудовое | Уважающий труд, результаты труда, собственность, материальные ресурсы и средства свои и других людей, трудовые и профессиональные достижения своих земляков, их социально значимый вклад в развитие своего поселения, края, страны. Проявляющий сформированные навыки трудолюбия, готовность к честному труду. Участвующий практически в социально значимой трудовой деятельности разного вида в семье, школе, своей местности, в том числе оплачиваемом труде в каникулярные периоды, с учетом соблюдения норм трудового законодательства. Способный к творческой созидательной социально значимой трудовой деятельности в различных социально-трудовых ролях, в том числе предпринимательской деятельности в условиях самозанятости или наемного труда. Ориентированный на осознанный выбор сферы трудовой, профессиональной деятельности в российском обществе с учетом личных жизненных планов, потребностей своей семьи, общества. Выражающий осознанную готовность получения профессионального образования, к непрерывному образованию в течение жизни как условию успешной профессиональной и общественной деятельности. Понимающий специфику трудовой деятельности, регулирования трудовых отношений, самообразования и профессиональной самоподготовки в информационном высокотехнологическом обществе, готовый учиться и трудиться в современном обществе. |
Экологическое | Выражающий и демонстрирующий сформированность экологической культуры на основе понимания влияния социально-экономических процессов на окружающую природную среду. Применяющий знания социальных и естественных наук для решения задач по охране окружающей среды. Выражающий деятельное неприятие действий, приносящих вред природе, окружающей среде. Знающий и применяющий умения разумного, бережливого природопользования в быту, общественном пространстве. Имеющий и развивающий опыт экологически направленной, природоохранной, ресурсосберегающей деятельности, участвующий в его приобретении другими людьми. |
Познавательное | Деятельно выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учетом своих способностей, достижений. Обладающий представлением о научной картине мира с учетом современных достижений науки и техники,достоверной научной информации, открытиях мировой и отечественной науки. Выражающий навыки аргументированной критики антинаучных представлений, идей, концепций, навыки критического мышления. Сознающий и аргументированно выражающий понимание значения науки, научных достижений в жизни российского общества, в обеспечении его безопасности, в гуманитарном, социально-экономическом развитии России в современном мире. Развивающий и применяющий навыки наблюдений, накопления и систематизации фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности.
|
2.1. Уклад общеобразовательной организации
МБОУ Тазовская средняя общеобразовательная школа расположена в районном центре самого северного района Ямало-Ненецкого автономного округа. Удаленность от крупных городов, центров образования и науки, культуры, сложная транспортная схема накладывает свой отпечаток на образовательный процесс. На начало 2022 - 2023 учебного года в школе сформирован 61 учебный класс. Социальный статус семей: обеспеченные, малообеспеченные, многодетные, полные, неполные, семьи опекунов, семьи с детьми ОВЗ, семьи находящиеся в социально-опасном положении. Учебно-воспитательную деятельность осуществляют 102 педагогических работника. Классные руководители (100%) прошли курсы повышения квалификации, все педагоги в своей работе используют ИKT-технологии, различные образовательные платформы и медийные системы. Первого сентября 2020 года в школе открыт центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка Роста».
Основные принципы взаимодействия педагогов, обучающихся и родителей: создание комфортной и безопасной среды; необходимых детско-взрослых коммуникаций; системность, целесообразность и гуманность воспитания, позитивный психоэмоциональный климат в школе, принцип сотрудничества.
С 1998 года коллегиальным органом управления является Управляющий Совет.
Для преодоления возникающих образовательных дефицитов, с целью достижения образовательно-воспитательных задач школа налаживает социальное партнерство с учреждениями и организациями района, такими как: МБОУ ДОД «Тазовский районный дом детского творчества», «Управление культуры, молодежной политики, физической культуры, спорта и туризма», Избирательная комиссия, Департамент социального развития Администрации Тазовского района, Тазовский районный суд, отдел по обеспечению деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, МКУ Комплексный центр социального обслуживания населения «Забота», ОВД по Тазовскому району, МУП СМИ «Студия Факт», редакция газеты «Советское Заполярье», ГБУЗ Тазовская центральная районная больница, Районный краеведческий музей и другими. Плодотворное сотрудничество с учреждениями и организациями позволяет использовать ресурсы для организации профильного обучения и предпрофильной подготовки, повышает статус школы в социуме и отрасли, расширяет возможности для самореализации обучающихся и педагогов, повышает конкурентоспособность образовательного учреждения на уровне района.
Основа школы – это ее традиции и сочетание инновационного и традиционного подходов в воспитании. Инновационными воспитательными находками являются следующие практики: программа профилактики детского дорожно-транспортного травматизма «ЮИД», школьная газета"СМС-ка" школьное Рэйдио, интенсивная школа «Каникулярная школа», С 2016 года школа реализует направления Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников», развивает волонтерское движение. Участие обучающихся в планировании всех аспектов жизнедеятельности школы реализуется на ежегодной «Школе Актива». Это один из базовых путей развития ученического самоуправления. Успешными направлениями воспитательной деятельности остаются экскурсии и походы, работа школьного медиа-центра, тематические выставки с учетом этнокультурных особенностей региона. Организованы курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования по пяти направлениям.
Следует отметить, что школа находится в непосредственной близости реки, строительных объектов и магазинов, где продается алкогольная и табачная продукция, поэтому особое внимание уделяется профилактике девиантного поведения обучающихся, культуре здорового образа жизни. Реализуются программы профилактической направленности: позволяют снизить риски в указанных направлениях: риски ДТП, продажи алкогольной и табачной продукции.
2.2. Воспитывающая среда школы
Воспитывающая среда — это содержательная и динамическая характеристика уклада, которая возникает вокруг общностей, основанных на заданных укладом ценностных основаниях. Содержание воспитывающей среды определяется целью и задачами воспитания, духовно-нравственными и социокультурными ценностями, образцами и практиками. Воспитывающая среда запускает и поддерживает процесс воспитания через осмысленные скоординированные педагогические усилия воспитывающих взрослых, управленческий ресурс, активную деятельность самих обучающихся. Основными характеристиками воспитывающей среды являются ее насыщенность и структурированность. Воспитывающая среда раскрывает ценности и смыслы, заложенные в укладе.
Процесс воспитания в МБОУ ТСОШ основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и школьников:
- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации;
- ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов;
- реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых общностей, которые объединяют детей и педагогов яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета совместной заботы и взрослых, и детей;
- системность, целесообразность и не шаблонность воспитания как условия его эффективности.
Основными традициями воспитания в МБОУ ТСОШ являются следующие:
- стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов;
- важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогов и школьников является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов;
- в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);
- в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между классами, поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие школьников, а также их социальная активность;
- педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
- ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель, реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
2.3. Воспитывающие общности (сообщества) в школе
Основные воспитывающие общности в школе:
Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности школы в соответствии с ФГОС по направлениям воспитания:
2.5. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
Реализация цели и задач данной программы воспитания осуществляется в рамках следующих направлений - модулях воспитательной работы школы.
Модуль 1
«Школьный урок»
Реализация педагогами МБОУ Тазовской средней общеобразовательной школы воспитательного потенциала урока предполагает следующее:
-выявление интересов и потребностей обучающихся, трудностей и проблем, отклонений в поведении, уровня социальной защищенности и адаптированности к социальной среде;
-установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
-побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
- вовлечение обучающихся в позитивную деятельность, адекватную ихинтересам, способностям и психическому состоянию, способную отвлечь их от совершения правонарушений;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы обучающихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
-включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
-инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы.
Модуль 2
«Классное руководство»
Деятельность классного руководителя МКОУ ТСОШ регламентирована Положением о классном руководстве в МКОУ ТСОШ и организуется на основании плана воспитательной работы школы на текущий учебный год.
Цель деятельности классного руководителя - создание условий для становления личности ребёнка, входящего в современный ему мир, воспитание человека, способного занять своё место в жизни; создание условий социальной адаптации обучающихся с ОВЗ в условиях массовой школы, а также консультативная, предметно - информационная помощь родителям в организации жизнедеятельности ребенка в школе.
Направления деятельности классного руководителя:
Формы и виды деятельности:
- наблюдение; изучение личных дел обучающихся, собеседование с учителями – предметниками, педагогом-психологом, медицинским работником школы;
- использование анкет, которые дают возможность изучить мотивацию действий учащихся, интересов конкретной группы учащихся и класса в целом;
- проведение индивидуальных и групповых тематических бесед.
2. Организация совместных интересных и полезных дел для личностного развития ребёнка.
Формы и виды деятельности:
- квест «Будем знакомы» на этапе коллективного планирования;
- совместное планирование и подведение итогов (четверти, полугодия, года) по разным направлениям деятельности;
- формирование традиций классных коллективов;
- установление позитивных отношений с другими классными коллективами (через подготовку и проведение ключевых общешкольных дел);
3. Формирование и развитие коллектива класса
Формы и виды деятельности:
- изучение учащихся класса (потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики членов классного коллектива).
- проектирование целей и перспектив развития классного коллектива.
4. Индивидуальная работа с учащимися класса.
Формы и виды деятельности:
5. Работа со слабоуспевающими детьми и учащимися, испытывающими трудности по отдельным предметам направлена на контроль за успеваемостью учащихся класса.
6. Работа с учителями, преподающими в классе.
Формы и виды работы: посещение учебных занятий, регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками, мини-педсоветы по проблемам класса, ведение дневника наблюдений, индивидуальные беседы с учащимися и их родителями, работа с педагогом-психологом.
7. Работа с обучающимися, состоящими на различных видах учёта, в группе риска, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Работанаправлена на контроль за свободным время провождением.
Формы и виды работы: вовлечение детей в кружковую работу.
8. Работа с родителями учащихся или их законными представителями
Формы и виды деятельности:
Родительскоесобрание.Организацияродительскихсобраний(тематических,организационных,аналитических,итоговых,комбинированных, совместно с учителями-предметниками, совместно с детьми).
- Лекторий для родителей «Университет для родителей».
- Рекомендации родителям (законным представителям) просмотра вебинаров воспитательной направленности, Всероссийского родительского собрания.
- День открытых дверей для родителей
Модуль 3
«Внеуочная деятельность»
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через:
- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
- формирование в кружках, секциях, клубах, объединениях, студиях, которые способствуют объединению детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения;
- поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;
- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в рамках следующих выбранных школьниками направлений:
Общеинтеллектуальное направление - курсы внеурочной деятельности, направленные на передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира.
Духовно-нравственное направление - курсы внеурочной деятельности, создающие благоприятные условия для просоциальной самореализации школьников, направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовно-нравственное развитие. Минпросвещения России с 1 сентября 2022 года запускает в российских школах масштабный проект – цикл внеурочных занятий «Разговоры о важном». В МБОУ ТСОШ учебная неделя будет начинаться с классного часа «Разговоры о важном», посвященного самым различным темам, волнующим современных ребят. Центральными темами «Разговоров о важном» станут патриотизм и гражданское воспитание, историческое просвещение, нравственность, экология и др.
Общекультурное направление -курсы внеурочной деятельности, направленные на развитие коммуникативных компетенций школьников, воспитание у них культуры общения, поведения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людей.
Социальное направление - курсы внеурочной деятельности, направленные на воспитание у школьников любви к своему краю, его истории, культуре, природе, на развитие самостоятельности и ответственности школьников, формирование у них навыков самообслуживающего труда.
Спортивно-оздоровительное направление -курсы внеурочной деятельности, направленные на физическое развитие школьников, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых.
Модуль 4
«Самоуправление»
Система самоуправления в школе охватывает учащихся со 2 по 11 класс.Цель организации детско-взрослого самоуправления в школе - создание условий для выявления, поддержки и развития управленческих инициатив обучающихся, принятия совместных со взрослыми решений, а также для включения обучающихся школы в вариативную коллективную творческую и социально-значимую деятельность. Участие в самоуправлении даёт возможность учащимся попробовать себя в различных социальных ролях, получить опыт конструктивного общения, совместного преодоления трудностей, формирует личную и коллективную ответственность за свои решения и поступки.
Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогическим работникам воспитывать в обучающихся инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а обучающимся предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни.
Через различные виды совместной деятельности у обучающихся вырабатываются необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине, отстаивать свои права, нести ответственность за порученное дело, соотносить личные интересы с общественными, понимать значение избирательных процедур, анализировать предвыборные программы кандидатов. В деятельности учащиеся получают возможность проявить организаторские способности, навыки планирования, анализа.
Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом
На уровне школы:
Оргкомитет школы (5-11 классы) - Разновозрастная группа, объединяющая выборных организаторов от каждого класса с 5 по 11. Участники Оргкомитета взаимодействуют с руководством школы, содействуют учету мнения обучающихся по вопросам управления школой и принятию административных решений, затрагивающих права и законные интересы учащихся; содействуют распространению значимой для обучающихся информации и получению обратной связи от классных коллективов.
Совет старост является выборным руководящим органом ученического соуправления учащихся 2-4 классов. Совет старост участвует в составлении плана воспитательной работы, помогает педагогам организовать работу с отстающими детьми; проводит рейды, смотры, конкурсы; принимает участие в организации культурно – массовых мероприятий на параллель или всей школы; организует и контролирует деятельность классных органов самоуправления; распространяет информацию о деятельности самоуправления; выступает с инициативами по различным вопросам, в том числе, по благоустройству школы, вносит предложения в администрацию школы.
Содержание деятельности органов школьного детско-взрослого самоуправления составляют социальные акции и проекты по инициативе учащихся, а также традиционные мероприятия: акция "Возьми ребенка за руку"(БДД), День дублера (октябрь),проект "Школа лидера" (осенние каникулы), праздники посвящения в первоклассники, пятиклассники, десятиклассники, новогодние мероприятия, акция "Пушистый день", вечер встречи выпускников (февраль), патриотические акции "Письмо солдату", месячник оборонно-массовой и спортивной работы (по отдельному плану), акция "Пятерка маме", проект "Минута славы", акция "День птиц", проект «Наследники великой Победы», благотворительная помощь и поддержка школьников при потере вещей "Бюро находок", Масленица, День славянской письменности и культуры, выпускные в 4, 9,11-х классах.
Организация работы групп школьного актива - состоят из представителей классного самоуправления, в каждой группе есть куратор от взрослых и куратор от школьного комитета.
Спортивный комитет школы- в состав школьного Спортивного комитета входят представители классного самоуправления с 5 по 11 класс. Разновозрастная группа школьного актива, участвующая в планировании, организации и проведении спортивных мероприятий, мероприятий по системе “Старшие для младших” в школе, организующая просветительскую деятельность в области спорта, ЗОЖ (просветительские проекты, публикации постов в соцсетях), участвующая в организации и проведении тестирования ГТО. На занятиях изучают особенности проведения спортивных мероприятий, правила техники безопасности, проходят школу экспертов ГТО.
Совет дела (4-11 классы) - разновозрастная группа школьного актива, состоящая из представителей классов, участвующая в планировании, организации, проведении и анализе ключевых школьных дел. В Совет дела входят Креативщики - представители классного самоуправления от классов. Креативщики выражают как личное мнение так и мнение и интересы класса, передают информацию о результатах заседаний Совета дела в класс. Собираются в соответствии с планом ключевых школьных дел и по заявке ШК.
«Орлята России» (1-4 классы) - программа развития социальной активности обучающихся начальных классов. Программа разработана в рамках реализации федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан российской Федерации» национального проекта «Образование» с целью удовлетворения потребностей младших школьников в социальной активности и направлена на развитие и поддержание интереса к учебным и внеурочным видам деятельности, на формирование социально значимых качеств личности обучающихся, ключевых базовых ценностей: Родина, Команда, Семья, Здоровье, Природа, Познание. В нашей школе принимают участие в данном проекте 1 «А» класс (Лубянная А.Н.), 1 «Г» класс (Бушмина В.А.), 1 «Е» класс (Христофорова А.Р.), 2 «В класс (Антонова А.С.), 3 «Е» класс (Федотова М.Е.)
«Навигаторы детства» — открытый конкурс Министерства просвещения Российской Федерации и Российского движения школьников по отбору кандидатов на должность советника директора школы по воспитанию и работе с детскими объединениями. Советник директора по воспитанию и работе с детскими объединениями — это истинный лидер, которому предстоит стать частью новой главы в развитии Российского движения школьников и воспитательной составляющей системы образования нашей страны. Критерии отбора кандидатов: Опыт вожатской деятельности; участие в реализации проектов РДШ; опыт работы с детскими объединениями; лидерские качества и управленческие компетенции; педагогический опыт работы. В конкурсе от нашей школы приняла участие Веденева Елизавета Романовна и была назначена Советником директора по воспитательной работе и работе с детскими объединениями.
Классное самоуправление на уровне классов с 5 по 11:
Организатор. Работает с общешкольным планом, информирует класс о мероприятиях, распределяет задания, следит за обновлением информации в классном уголке, создает рабочие группы в WhatsApp. Записывает и оформляет мысли во время мозгового штурма, знает дни рождения всех учеников класса, собирает информацию об учебных проблемах класса, представляет класс на открытых заседаниях школьного оргкомитета.
Организация классного самоуправления на уровне 5-11 классов- состоит из таких же групп актива, как и школьное самоуправление (организатор (староста), креативщик, корреспондент/фотограф, видеооператор, техподдержка, спортивный организатор, коммуникатор (служба примирения), волонтер. Членом классного самоуправления является каждый ученик с 5 по 11-й класс.
Классное самоуправление на уровне классов со 2 по 4:
В состав актива класса избираются представители классного коллектива сроком на один месяц, четверть или один год (по решению классного коллектива). В состав актива класса входит староста класса, отвечающий за организацию дежурства по классу, по столовой, по школе (3-4 классы), за выполнение правил для учащихся.
Планирование, организация и проведение выездных мероприятий класса: мини-походов, экскурсий. Организация виртуальных экскурсий. На экскурсиях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у обучающихся самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества, ответственности за выполнение поручения.
На индивидуальном уровне:
Модуль 5
«Профориентация»
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка –подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа осуществляется через:
Психология: выбор профессии (9 классы) – программа направлена на развитие умений соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; использовать приёмы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
Модуль 6
«Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе.
Основные задачи школы по работе с родителями:
Работа с родителями или законными представителями обучающихся осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности :
На групповом уровне:
Совет родителей школы (1-11 класс)- состоит их представителей классов с 1 по 11. Собирается 1 раз в четверть или по необходимости. В каждую повестку вносится вопросы, касающиеся воспитания. Родители могут высказать свое отношение к проводимой в школе работе и при необходимости администрация может скорректировать ее или убедить родителей в своей позиции. Поскольку Совет - представительский орган, важно, чтобы чего члены добросовестно доносили информацию до родительских комитетов классов. Каждый член Совета родителей школы курирует часть школьной жизни: питание, здоровье, школьные мероприятия и т.д.
Родительская гостиная (1-8 класс) – встречи, организованные на регулярной основе, где родители класса или параллели в неформальной обстановке обсуждают вопросы воспитания совместно с приглашенным специалистом. Тематика встреч инициируется родителями.
и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса в школе.
Ярмарки дополнительного образования и внеурочной деятельности (1-11 класс)- общешкольное мероприятие проводится в начале учебного года с целью помочь ребенку и родителям определиться с правильным выбором курсов, сориентироваться в их многообразии, составить индивидуальную образовательную траекторию.
День открытых дверей (1-11 класс)- традиционное общешкольное дело, проводится один раз в год в субботу. Целевая аудитория - ученики школы, их родители, гости. Это праздник внеурочной деятельности, дополнительного образования, соревнований, конкурсов, олимпиад.
Общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников.
“Академия родителей” (1-11 класс) - семейный всеобуч: лектории, круглые столы, тренинги, семинары - для родителей с приглашением специалистов. Содействует пониманию родителями значения личного примера в воспитании детей, способствует повышению эффективности воспитания, повышению педагогической грамотности родителей, формулированию единых педагогических подходов к воспитанию в семье и школе. Раздел «Вопросы-ответы» на школьном сайте(1-11 класс) – позволяет задать интересующий вопрос администрации школы.
Родительский чат (1-11 класс) – чаты родителей в WhatsApp для обсуждения и решения актуальных вопросов. Такие чаты создаются в каждом классе, в Совете родителей школы и в случае организации конкретного дела. В чаты включены классные руководители (в классных чатах) и представители администрации (в общешкольных чатах). Чаты позволяют оперативно распространять важную классную или общешкольную информацию, получать обратную связь от родителей, передавать медиаконтент.
На индивидуальном уровне:
Клуб интересных встреч (1-11 класс), Карьерная неделя (8-11 класс), Персональные выставки талантов родителей (1-11 класс), «Семейные гостиные» (1-4 класс), семейные Мастер-классы (1-8 класс) , веселые старты для учеников и родителей ( 1-4 класс), «Мама, папа, я – спортивная семья» (1-5 классы) - мероприятия, которые проводятся с участием родителей, для родителей, силами родителей. Индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей.
Модуль 7
«Основные школьные дела»
Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает участие большая часть школьников и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно педагогами и детьми. Это не набор календарных праздников, отмечаемых в школе, а комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для школьников, объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив. Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого числа детей и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к происходящему в школе. Введение ключевых дел в жизнь школы помогает преодолеть мероприятийный характер воспитания, сводящийся к набору мероприятий, организуемых педагогическими работниками для обучающихся.
Ключевые дела имеют высокий воспитательный потенциал. Они формируют гуманистические ценности воспитанников; помогают им осознавать значимость других людей и проявлять свои лучшие человеческие качества; дают значимый опыт взаимодействия с другими детьми и взрослыми; обеспечивают развитие интересов и способностей воспитанников, их творческую самореализацию; формируют дружеские связи и отношения в коллективе.
В МБОУ ТСОШ используются следующие формы работы.
На внешкольном уровне:
· социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые школьниками и педагогами комплексы дел (благотворительной, экологической, патриотической, трудовой направленности), ориентированные на преобразование окружающего школу социума.
Проект «Песни военных лет» - проект проходит ежегодно с февраля по май и включает в себя акции, встречи с ветеранами, митинги, благоустройство мемориала, Концерт, информационные сообщения на ассамблеях, программа экскурсий по теме Великой отечественной войны. В проекте принимают участие ученики 1-11 классов, родители, учителя школы.
У учащихся формируется отношение к миру как главному принципу Основные мероприятия проекта «Песни военных лет»:
Ярмарка профилей (8-11 класс) Это праздник профильного направления, конкурсов, олимпиад. Все действия направлены на передачу обучающимся социально значимых знаний, развивающих их любознательность, формирующих их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира.
Основные мероприятия проекта «Ярмарка профилей»:
Турслет для учеников основной и средней школы (5-11 классы)
Ежегодное однодневное мероприятие с выездом в лес. Организаторами выступают. Участие в турслете помогает обучающемуся расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной
среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях, навыков самообслуживания, ответственности за общий результат, выносливости, создаются доверительные отношения между участниками турслета.
На школьном уровне:
· общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами и в которых участвуют все классы школы.
День Учителя (1-11 класс) - общешкольный праздник, организаторами которого выступают ученики 11 класса и школьный комитет. Идея - сделать нематериальный подарок учителям. Организаторы выбирают тему для праздника, идеи оформления, распределяют задания, проверяют готовность.
Новогодний праздник (1-11 класс)- праздник для учащихся основной и средней школы. Принципами проведения Новогоднего праздника являются: коллективная подготовка, коллективная реализация и коллективный анализ выступления класса (по мере взросления школьников организаторская роль классного руководителя в этих процессах уменьшается, а роль актива класса – увеличивается); участие каждого члена классного сообщества хотя бы в одной из возможных ролей. В процессе подготовки учащиеся понимают ценность продуктивного общения, организации, учатся отстаивать свою идею во время мозгового штурма, слушать других.
· торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом учащихся на следующую ступень образования, символизирующие приобретение ими новых социальных статусов в школе и развивающие школьную идентичность детей.
Посвящение в первоклассники (1, 5, 10 классы) - торжественная церемония, символизирующая приобретение ребенком своего первого социального статуса – школьника. Организуется в сотрудничестве первых и пятых классов школы, родителей 1-классников, учителей-предметников, школьного комитета, учеников 10 класса.
Выпускной праздник начальной школы - торжественная церемония, знаменующая переход учащихся начальной школы в старшую ступень.
· капустники - театрализованные выступления педагогов, родителей и школьников с элементами доброго юмора, пародий, импровизаций на темы жизни школьников и учителей. Они создают в школе атмосферу творчества и неформального общения, способствуют сплочению детского, педагогического и родительского сообществ школы.
· церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы. Это способствует поощрению социальной активности детей, развитию позитивных межличностных отношений между педагогами и воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу.
Церемония награждения «Директорский бал» - это традиционное общешкольное дело способствует развитию позитивных межличностных отношений между педагогами и воспитанниками, способствует формированию чувства доверия друг к другу, развивает школьную идентичность подростка. Ученик может сам выдвинуть свою кандидатуру в начале учебного года и спланировать свою образовательную траекторию, чтобы добиться успеха. В подсчете голосов участвует Совет родителей и Школьный комитет, что способствует формированию атмосферы доверия и уважения.
На уровне классов:
· выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы дел, ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел;
Классное детско-взрослое самоуправление - учащиеся, отвечающие за различные направления работы класса (спортивное, пресс-центр, шефское, волонтерское, креативщики) и представляющие интересы класса в планировании общешкольных дел на школьных Советах дела, координирующих работу класса с работой общешкольных органов самоуправления во проведения ключевых школьных дел. Рефлексия проходит как на общешкольном уровне, так и на уровне класса. Такая деятельность учащихся развивает инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а обучающимся – предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации.
· участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;
· проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне общешкольных советов дела.
На индивидуальном уровне:
· вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);
Группы классного и школьного самоуправления – учащиеся являются членами разновозрастных творческих групп, которые планируют деятельность и реализуют задачи, поставленные школьным комитетом. Со стороны взрослых важна поддержка совместной деятельности детей, побуждение ребят к сотрудничеству, взаимоуважению, взаимопомощи, доверию друг к другу. Проведенное дело, эмоциональное его проживание, как правило, способствует сплачиванию детско-взрослых общностей, возникновению своеобразного чувства «МЫ».
· индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
Педагогическое наблюдение и индивидуальные консультации - речь идет о поддержке каждого ребенка в его попытках реализовать себя – как друга своих друзей, как лидера, как организатора, как творца. Педагогу важно помочь ребенку лучше узнать самого себя, дать ему возможность попробовать себя в разных делах и разных ролях, проявить свои качества, которые, быть может, раньше были неведомы и самому ребенку.
· наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми;
Система педагогической поддержки - педагоги на всех этапах (планирование, реализация, анализ) вдохновляют и поддерживают работу творческих групп и отдельных школьников, иногда включаясь в их работу при прямом запросе детей о помощи. На тематических открытых совещаниях классных руководителей, методических объединениях, рабочих групп обсуждаются методы поддержки отдельных учащихся, способы корректировки организации процессов с целью обеспечения организации комфортной среды для реализации потенциала учащихся, развития из самостоятельности.
Психологическая служба дает общие рекомендации, корректирует действия отдельных учителей и учащихся.
· при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.
Модуль 8
«Детские общественные объединения»
Действующее на базе образовательной организации детские общественные объединения - это добровольные и целенаправленные формирования, созданные по инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей. Воспитание в детских общественных объединениях осуществляется через:
- утверждение и последовательную реализацию в детском общественном объединении демократических процедур (выборы руководящих органов объединения, подотчетность выборных органов общему сбору объединения; ротация состава выборных органов и т.п.), дающих ребенку возможность получить социально значимый опыт гражданского поведения; − организацию общественно - полезных дел, дающих детям возможность получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом;
- развить в себе такие качества, как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других (такими делами могут являться: посильная помощь, оказываемая школьниками пожилым людям; совместная работа с учреждениями социальной сферы и др.);
- поддержку и развитие в детском объединении его традиций, формирующих у ребенка чувство общности с другими его членами, чувство причастности к тому, что происходит в объединении;
− участие членов детских общественных объединений в волонтерских акциях, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом.
РДШ (Российское движение школьников)(9-11 классы) - Российское Движение школьников - общественно-государственная детско-юношеская организация, деятельность которой целиком сосредоточена на развитии и воспитании школьников. В своей деятельности РДШ стремится объединять и координировать организации и лица, занимающиеся воспитанием подрастающего поколения и формированием личности.
Школа присоединилась к «Российскому движению школьников» с 2018 года.
Работа в объединении ведется по следующим направлениям: личностное развитие, гражданская активность, военно-патриотическое направление, междисциплинарное направление, информационно-медийное.
Деятельность детского общественного РДШ организуется на четырех уровнях:
Внешкольный уровень включает
Общешкольный уровень включает деятельность общешкольных органов управления детским объединением. Высший орган управления – конференция Совет РДШ в которой избирается председатель РДШ и лидеры РДШ.
Функции Совета РДШ:
Классный уровень организуется и развивается в классных коллективах. Обязанности членов объединения распределяются под каждое содержательное направление деятельности объединения.
На индивидуальном уровне обучающиеся школы участвуют в деятельности не только школьных, но и в региональных, всероссийских общественных объединениях.
Модуль 9
«Профилактика и безопасность»
Совместная деятельность педагогов, школьников, родителей по направлению
«Профилактика» включает в себя развитие творческих способностей и коммуникативных навыков детей, формирование здорового образа жизни, воспитание культуры поведения, создание условий для формирования желаний учащихся приносить пользу обществу, уважение к правами свободам человека, позитивного отношения к жизни, стрессоустойчивости, воспитанию законопослушного поведения и реализуется по следующим направлениям:
1.Профилактика безнадзорности и правонарушений
Задачи воспитания:
- создание эффективной системы социальной поддержки детей и подростков группы риска, направленной на решение проблем детской и подростковой безнадзорности и преступности;
- организация профилактической работы по предупреждению правонарушений школьников;
-повышение правовой культуры и социально-педагогической компетенции родителей учащихся;
- сотрудничество с организациями и службами Тазовского района по работе с семьей с целью повышения воспитательной функции семьи и обеспечению
- корректировки воспитания в семьях отдельных учащихся;
- воспитание ответственности за порученное дело;
- формирование уважительного отношения к материальным ценностям.
Реализация путем:
- составления и корректировки социального паспорта класса и школы;
выявления семей и детей, находящихся в социально-опасном положении, детей «группы риска»;
создания банка данных неблагополучных детей, детей группы риска;
выявления детей, систематически пропускающих уроки без уважительных причин;
посещения учащихся на дому с целью изучения жилищно-бытовых условий;
разработки памяток «Мои права и обязанности»;
- оформление стенда «Безопасность»
- родительских лекториев;
- мероприятий в рамках «Всероссийского дня правовой помощи детям»;
- взаимодействия с инспектором по делам несовершеннолетних;
- вовлечения детей, состоящих на ВШУ, в общественно-значимую деятельность;
- организации встреч с работниками прокуратуры, комиссии по делам несовершеннолетних, полиции.
2.Профилактика суицидального поведения
Задачи воспитания:
- оказать помощь в решении личностных проблем социализации и построении конструктивных отношений с родителями, педагогами и сверстниками;
- содействовать профилактике неврозов;
- способствовать развитию навыков саморегуляции и управления стрессом.
Реализация путем:
- работы школьного педагога–психолога;
- лекториев для педагогического коллектива;
- индивидуальных консультаций с учителями-предметниками и классными руководителями;
- общешкольных родительских собраний;
- лекториев для родителей;
- консультаций для родителей учащихся, оказавшихся в кризисной ситуации;
- мониторинга среди учащихся по выявлению детей, находящихся в кризисной ситуации, посредством заполнения и последующего анализа «карты факторов суицидального риска»;
- тематических классных часов.
-консультации для учащихся, оказавшихся в кризисной ситуации;
- функционирования «Горячей линии» школьного педагога–психолога;
-информирования о действии «Телефонов доверия», памятки, инструкции.
3.Профилактика экстремизма и терроризма.
Задачи воспитания:
- воспитание культуры толерантности и межнационального согласия;
достижение необходимого уровня правовой культуры как основы толерантного сознания и поведения;
- формирование в детской и молодежной среде мировоззрения и духовно-нравственной атмосферы этнокультурного взаимоуважения, основанных на принципах уважения прав и свобод человека, стремления к межэтническому миру и согласию, готовности к диалогу;
Реализация путем:
- организации плановой эвакуации обучающихся;
- организации учебы работников по безопасности;
- уроков Мира, классных часов, посвященных трагедии в Беслане.
- организации тематических классных часов по проблеме воспитания толерантности у обучающихся, по профилактике экстремизма, расовой, национальной, религиозной розни;
- организации родительских собраний по проблеме воспитания толерантности у обучающихся, по профилактике проявлений экстремизма;
- организации уроков доброты, нравственности;
- встречи с работниками правоохранительных органов по вопросу ответственностиз а участие в противоправных действиях;
4.Профилактика алкоголизма, наркомании и табакокурения.
Задачи воспитания:
- продолжить формирование знаний об опасности различных форм зависимостей, негативного отношения к ним путём просветительской и профилактической деятельности с учащимися, педагогами, родителями;
- способствовать обеспечению условий для организации и проведения мероприятий, направленных на формирование у учащихся стремления к ведению здорового образа жизни;
- повышать значимость здорового образа жизни, престижность здорового поведения через систему воспитательных мероприятий.
Модуль 10
«Организация предметно-пространственной среды»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой школы как (Примечание: приведенный ниже перечень форм работы со средой носит примерный характер. Если в организации процесса воспитания используется потенциал предметно-эстетической среды, то в данном модуле Программы необходимо описать формы работы, которые используются в данной школе):
Цикл дел «Персональная выставка»(1-11 класс) -предполагает организацию в течение года персональных выставок творческих работ и родителей. Благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе со школьниками своих классов, позволяющее учащимся проявить свои фантазию и творческие способности, создающее повод для длительного общения классного руководителя со своими детьми.
Конкурс «Лучший школьный кабинет» -ежегодный конкурс оформления кабинетов для 1-11 классов. Ученики класса вместе с классным руководителем оформляют кабинет в соответствии с требованиями. Организаторами конкурса разработаны требования к учебному кабинету, в которых изложены необходимые элементы, находящиеся в учебном кабинете требования к материалам (негорючие, без запаха) и т.д. Участие в конкурсе позволит учащимся получить навыки соблюдения заданных требований к конкурсным работам, выслушивать и приводить аргументы, защищать собственные идеи.
Дизайн-бюро (5-11 класс) - разновозрастная группа школьного актива, участвует в планировании и организации оформления школьных мероприятий (в соответствии с планом и по заявке начальной школы) – изготовление афиш, декораций, реклам. Совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой школьной символики (флаг школы, гимн школы, эмблема школы, логотип, элементы школьного костюма и т.п.), используемой как в школьной повседневности, так и в торжественные моменты жизни образовательной организации – во время праздников, торжественных церемоний, ключевых общешкольных дел и иных происходящих в жизни школы знаковых событий.
Модуль 11
«Школьные медиа»
Цель школьных медиа (совместно создаваемых школьниками и педагогами средств распространения текстовой, аудио и видео информации) – развитие коммуникативной культуры школьников, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации учащихся. Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности
Модуль 12
«Волонтерское движение»
Воспитательный потенциал волонтерства в школе реализуется по событийному направлению. Разновозрастная группа школьного актива, участвующая в планировании, организации, проведении и анализе благотворительных, добровольческих, экологических мероприятий, акций, ярмарок организующая социальные проекты ("Автоволонтерство", проект "Мы рядом"). В составе рабочих групп организует поездки в подшефные организации и к ветеранам, УТФ (участник трудового фронта) в Социальный дом. Участвует в организации просветительских мероприятий в части волонтерства и добровольчества (фото-видео содержание для презентаций, постов в соцсетях). Готовит в составе группы отчеты о поездках (презентация, видеоролик, заметка, интервью). Представляет школу в волонтерских проектах Тазовского района.
Обучение волонтеров происходит в Школа волонтеров - в состав школы волонтеров входят волонтеры из состава классного самоуправления. Имеющие опыт волонтерской деятельности. Пройти Школу волонтеров могут все желающие из числа обучающихся 5 - 11 классов.
Воспитательный потенциал волонтерства реализуется следующим образом
На внешкольном уровне:
На уровне школы:
праздников, утренников, тематических вечеров;
(благоустройство клумб, уход за деревьями и кустарниками).
Модуль 13
«Национальные традиции»
Приобщение детей к изучению наследия народов России, познание их жизненного пространства, их природной, социальной и культурной специфики, осознание процессов, происходящих в нашей многонациональной стране, помогает каждому человеку активно и продуктивно взаимодействовать с окружающим миром, чувствовать себя в нём комфортно и уверенно, понимать его проблемы и видеть возможные пути решения этих проблем.
Работа с обучающимися по данному направлению осуществляется, посредством реализации межнационального проекта «Гостеприимная Россия»
Основные мероприятия проекта «Гостеприимная Россия»:
Участие в проекте подразумевает участие в патриотических проектах и национальных мероприятиях и акциях школы и вне школы.
На внешкольном уровне:
На уровне школы:
реализация межнационального проекта с привлечением представителей различных национальностей из числа родителей обучающихся, руководителем национального клуба «Возрождение»;
Модуль 14
«Кадетство»
Деятельность по реализации модуля «Кадетство» включает в себя работу по созданию кадетских классов в каждой параллели 5-8 классов. Работа в данном направлении помогает ранней профориентации при выборе профессий, связанных с правоохранительными органами и военнымиспециальностямипо различным направлениям, способствует укреплению здоровья, приучает к дисциплинированности, воспитывает патриотизм, любовь к Родине, развивает умение принимать решение в сложных жизненных ситуациях.
Общешкольный уровень включает: участие обучающихся 5-8 классов в мероприятиях патриотического направления;
Классный уровень проводит отбор обучающихся в Кадетские классы.
На индивидуальном уровне обучающиеся школы вправе участвоватьв мероприятиях как школьного, так и муниципального и всероссийского уровня, включая олимпиады, конкурсы, проекты и др.
В воспитательном процессе принимают участие:
- Заместитель директора по вВР;
- Советник директора по воспитанию;
-Старший вожатый
- Социально-психологическая служба;
- Администрация школы;
- Педагоги;
-Воспитатели;
- Обучающиеся (школьное самоуправление школьные общественные движения)
- Родители.
В педагогическом коллективе школы есть все необходимые специалисты: учителя-предметники, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатели, библиотекарь, педагоги дополнительного образования, советник директора по воспитанию.
3.2. Нормативно-методическое обеспечение
Перечень локальных нормативных документов МКОУТСОШ , в которые вносятся изменения в соответствии с рабочей программой воспитания:
- программа развития МБОУ ТСОШ;
- годовой план работы МБОУ ТСОШ на учебный год;
- должностные инструкции педагогов, отвечающих за организацию воспитательной деятельности в МБОУ ТСОШ.
3.3. Требования к условиям работы с детьми с особыми образовательными потребностями
Необходимо создавать особые условия воспитания для категорий обучающихся, имеющих особые образовательные потребности: дети с инвалидностью, с ОВЗ, из социально уязвимых групп (например, воспитанники детских домов, дети из семей мигрантов, дети-билингвы и др.), одарённые дети, дети с отклоняющимся поведением.
Особыми задачами воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями являются:
При организации воспитания детей с особыми образовательными потребностями необходимо ориентироваться на:
– на формирование личности ребенка с особыми образовательными потребностями с использованием адекватных возрасту и физическому и (или) психическому состоянию методов воспитания;
– на создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями и их сверстников с использованием адекватных вспомогательных средств, и педагогических приемов, организацией совместных форм работы воспитателей, педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов;
– на личностно-ориентированный подход в организации всех видов детской деятельности.
Данный раздел наполняется конкретными материалами с учётом ситуации в школе в отношении детей с особыми образовательными потребностями. Требования к организации среды для детей с ОВЗ отражается в примерных адаптированных основных образовательных программах для детей каждой нозологической группы.
3.4. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся
Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной успешности обучающихся призвана способствовать формированию у обучающихся ориентации на активную жизненную позицию, инициативность, максимально вовлекать их в совместную деятельность в воспитательных целях. Система проявлений активной жизненной позиции и поощрения социальной успешности обучающихся строится на принципах:
Формы поощрения проявлений активной жизненной позиции обучающихся и социальной успешности (формы могут быть изменены, их состав расширен): индивидуальные и групповые портфолио, рейтинги, благотворительная поддержка.
Ведение портфолио — деятельность обучающих при её организации и регулярном поощрении классными руководителями, поддержке родителями (законными представителями) по собиранию (накоплению) артефактов, фиксирующих и символизирующих достижения обучающегося.
Портфолио может включать артефакты признания личностных достижений, достижений в группе, участия в деятельности (грамоты, поощрительные письма, фотографии призов, фото изделий, работ и др., участвовавших в конкурсах и т. д.). Кроме индивидуального портфолио возможно ведение портфолио класса.
Рейтинг — размещение обучающихся или групп в последовательности, определяемой их успешностью, достижениями в чем-либо.
3.5. Анализ воспитательного процесса
Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с целевыми ориентирами ожидаемых результатов воспитания, личностными результатами обучающихся на уровнях начального общего, основного общего, среднего общего образования, установленных соответствующими ФГОС.
Основным методом анализа воспитательного процесса в школе является ежегодный самоанализ воспитательной работы с целью выявления основных проблем и последующего их решения, с привлечением (при необходимости) внешних экспертов, специалистов.
Планирование анализа воспитательного процесса включается в календарный план воспитательной работы.
Основные принципы самоанализа воспитательной работы:
Основные направления анализа воспитательного процесса:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития обучающихся в каждом классе.
Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем директора по воспитательной работе (советником директора по воспитательной работе при наличии) с последующим обсуждением результатов на методическом объединении классных руководителей или педагогическом совете. Основным способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение. Внимание педагогов сосредотачивается на вопросах: какие проблемы, затруднения в личностном развитии обучающихся удалось решить за прошедший учебный год? какие проблемы, затруднения решить не удалось и почему? какие новые проблемы, трудности появились, над чем предстоит работать педагогическому коллективу?
2. Состояние организуемой совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Анализ проводится заместителем директора по воспитательной работе (совместно с советником директора по воспитательной работе при наличии), классными руководителями с привлечением актива родителей (законных представителей) обучающихся, актива совета обучающихся. Способами получения информации о состоянии организуемой совместной деятельности обучающихся и педагогических работников могут быть анкетирования и беседы с обучающимися и их родителями (законными представителями), педагогическими работниками, представителями совета обучающихся. Результаты обсуждаются на заседании методических объединений классных руководителей или педагогическом совете. Внимание сосредоточивается на вопросах, связанных с качеством:
Итогом самоанализа является перечень выявленных проблем, над решением которых предстоит работать педагогическому коллективу.
Итоги самоанализа оформляются в виде отчета, составляемого заместителем директора по воспитательной работе (совместно с советником директора по воспитательной работа при наличии) в конце учебного года, рассматриваются и утверждаются педагогическим советом или иным коллегиальным органом управления в школе.