Актуально и обязательно: Разговоры о важном.

пн, 02.10.2023

В настоящее время одной из важных форм организации воспитательной работы с обучающимися считается «классный час». А что это такое? Это особая форма взаимодействия между классным руководителем или куратором группы и обучающимися. Данный формат общения предполагает беседы, дискуссии на различные темы, где расширяется кругозор, определяются задачи и цели коллектива.

 В 2022 году для учащихся школ и колледжей введен проект «Разговоры о важном». Это цикл внеурочных занятий, где предусмотрено ознакомление с разными актуальными темами на предстоящий учебный год. Тематика классных часов направлена на обогащение их знаний о мире, на отношение к объектам окружающей действительности, духовным и материальным ценностям, на создание условий для проявления индивидуальности.

Актуальность классного часа очевидна. На занятиях, которые проводятся в разных формах (беседы, конкурсы, викторины, игры и т.д.), происходит тесное общение и обсуждение важных вопросов в современном мире. Конечно, в настоящее время очень трудно привлечь внимание обучающихся, а уж тем более, вовлечь их в оживленную беседу и обсуждение каких-либо информационных и познавательных тем. Их общение сейчас- это социальные сети. Родители и учителя для детей уже не источник знаний и опыта. Всё их свободное от учёбы время занято поиском «интересного» в сети Интернет. Нельзя сказать, что в настоящее время дети стали хуже, но всё же в большей степени процветает бытовая беспомощность. Сегодня они более уверены в собственной исключительности, но и более ранимые, агрессивные, с большой претензией к жизни, у них снижен порог стрессоустойчивости к окружающим факторам. Однако современность, темп жизни диктуют новые условия и возможности.

Классные часы в цикле «Разговоры о важном» направлены на то, чтобы подросток не забывал об общении с одноклассниками, умел озвучивать именно свою точку зрения, отстаивать её, если нужно, выражать собственное мнение, умел слушать, участвовать в беседе, вести грамотно диалог, четко формулировать свои мысли и излагать их.

Информация о введении в учебный процесс цикла классных часов «Разговоры о важном» поначалу ввела обучающихся в недоумение. Можно было услышать от них: «Да зачем они нужны?! Что там может быть интересного?! Только время тратить!». Конечно, после таких фраз и их негодования педагогам предстояло с особой ответственностью подойти к подготовке и проведению тематических классных часов, максимально использовать весь свой профессионализм, навыки и умения, педагогическое мастерство.  Для этого необходимо было очень тщательно изучать материал по каждой предложенной теме, вспоминать все свои знания по данным вопросам, разыскивать дополнительные источники информации, расширять свой культурный кругозор. Помимо подготовки к занятию, владения ораторским искусством и другими качествами, педагогу  необходимо тщательно продумать ход, последовательность, сценарий каждого классного часа. А это нелёгкая задача даже для профессионала своего дела. Основная цель мероприятия - не красиво и много рассказать по теме (с этим легко справляется любой преподаватель), а вовлечь ребят в беседу, «заставить» его общаться, анализировать, размышлять, что гораздо сложнее, поэтому роль классного руководителя в проведении классных часов огромна и значима.

Для человека находиться в социуме - жизненная необходимость. Если его надолго изолировать от общества, он начинает деградировать, появятся изменения в психике. Человек не сможет нормально жить и развиваться без коммуникации и взаимодействия. В процессе общения на классном часе каждый ребята невольно сравнивают себя с другими: много ли он знает, насколько эрудирован, т.е. познает себя как личность, получает подтверждение своего «я» от окружающих. Проходит идентификация личности. Известно и доказано, что человек испытывает удовольствие, когда разделяет свои чувства с другими. Радость не будет полной, если рядом нет кого-то, кто мог бы порадоваться за тебя, достойно оценить твои знания и достижения. Общение важно для каждого из нас, ведь благодаря ему он не теряет себя. Он ориентируется на других людей, сравнивает себя с ними. Позитивное и доброе общение вряд ли взрастит асоциальную личность и вряд ли приведет к посещению кабинетов психологов, психиатров и каких- либо других специальных исправительных учреждений.

Пользой общения является сплоченность  класса, команды. Отношения в трудовом коллективе в будущем имеют колоссальное влияние на эффективность всего рабочего процесса, ведь коллектив на работе -это социальная среда, которая состоит из множества разных людей. Им придется находиться вместе и решать общие вопросы и задачи. Взаимодействие, общение, коммуникабельность в этом случае- прямой путь к успеху.

С давних времён на протяжении всей своей жизни человек учится общаться: сначала в семье, потом в детском саду, школе, далее в колледже или ВУЗе и, наконец, на работе. И связь навыков общения на всех этапах не должна прерываться. Общение придает уверенности, избавляет от многих комплексов сегодняшнего школьника. Это полезный навык в коммуникации, который сделает их более подготовленными к жизни и трудовой деятельности, обязательно пригодится на разных этапах его жизнедеятельности: при собеседовании в поиске работы, при диалогах с руководителями и подчиненными, при построении семейных отношений.

Проводя такие тематические классные часы в группах нашего колледжа, хочется отметить, что с каждым проведенным занятием мы отмечаем большую активность и участие ребят в беседах и обсуждениях. Уже в завершении классного часа они интересуются, какая тема следующего занятия, сами предлагают представить доклад или презентацию, интересную информацию, форму проведения (викторины, КВН). Классного руководителя не может это не радовать! А разве есть что лучше, чем признание и заинтересованность ребят на любом учебном занятии педагога? Ты видишь восторженные взгляды подростков и понимаешь, что классный час удался! Им было интересно! Однозначно, их «багаж знаний» пополнился! Наверняка полученная информация отложится у них в памяти на долгие годы! Они довольны, радостны и позитивны, а от этого и у себя на душе тепло.

Конечно, этот проект необходим в настоящее время для общества! Бесспорно, надо продолжать воплощать в жизнь подобные циклы информационных классных часов. Пусть не сразу, пусть потихоньку, но они обязательно дадут свои результаты. А это уже огромное дело для сегодняшней молодёжи и поколения в целом!

И хочется сказать каждому человеку: общайтесь, контактируйте с близкими, заводите новые знакомства, расширяйте свой кругозор- это нужно каждому человеку для психологического здоровья и обществу в целом!