Советы логопеда
Любопытным родителям
Можно ли измерить здоровье?
На первый взгляд странный вопрос. Но, так или иначе, каждый взрослый рано или поздно об этом задумывается и ищет свои критерии измерения. Беспокойство же о детях проявляется в главных, на взгляд родителей, моментах – чтобы дети были сытыми, одетыми, не простужались. Ценность здоровья в детстве и юности понимается плохо. Так все старшеклассники устремлены вперёд, в будущее. Они мечтают об увлекательной счастливой жизни. Из всех характеристик успеха они перечисляют умение общаться с людьми, умение принимать нестандартные решения, добросовестность, ответственность, желание постоянно учиться. Но вот о чём, к сожалению, даже не упоминают и часто не догадываются, что есть только одно, без чего ни одна мечта не претворяется в жизнь – без здоровья! Ни в одном рейтинге профессий будущего не обозначена самая востребованная профессия «здоровый человек». А ведь в настоящее время это самое востребованное дело. Но чтобы быть мастером в своём деле необходимы знания. Касается это и здоровья. Знания о физиологии человека, возможностях организма ребёнка и взрослого - не только интересные познания, но и ключ к возможности управлять своим здоровьем.
Необходимо учиться ставить на первое место не здоровье, а умение его сохранять, формировать понимание ценности здоровья и умение его проконтролировать, сохранить и умножить. Дети, подростки не знают, что их ждёт в новой жизни. Но первое, с чем им придётся столкнуться – это адаптация к новым условиям погружения в незнакомую для них среду. Слово адаптация означает приспособление организма к новым условиям. Одним из составляющих адаптации является стресс– негативная или положительная реакция на изменения в организме в условиях адаптации.
Школьная жизнь - особая стрессовая среда, так или иначе, каждый испытывает на себе стресс, но в первую очередь это касается первоклассников. Адаптационный период является самым важным в их школьной жизни, он и определяет дальнейшее комфортное или некомфортное для каждого конкретного ребёнка пребывание в школе в качестве ученика. И от того, как пройдёт адаптация зависит самочувствие, физическое и психическое здоровье школьника.
Адаптация дошкольника к школе – важный момент в период обучения в образовательном учреждении. Для ребёнка появляются новые жизненные ситуации: общение с чужим человеком - учителем; новый режим жизнедеятельности, дополнительная нагрузка, определённые усилия высидеть время урока; неопределённость: пребывание в большом здании, общение с незнакомыми детьми, которые могут толкать, дразнить. Неопределённость - всё новое, неизведанное порождает тревожность, и организм на это отвечает напряжением. Так проходит физиологическая адаптация. Исследования на уроке показали, что организм ребёнка в период адаптации к школе, реагирует сердечными нарушениями - учащённым сердцебиением, повышением давления, температуры. Так как это экстремальная нагрузка, появляется утомляемость. А замечания учителя, реакция родителей на неуспешность ведут к резкому сокращению сердца ребёнка.
Кроме физиологической адаптации есть психологическая адаптация – адаптация в ученическом коллективе. За 3-4 недели основная масса ребят довольно успешно адаптируется. Учитель, создавая доброжелательную атмосферу, помогает влиться всем детям в коллектив. Многие родители думают, что если ребёнок идёт в школу со своей группой из детсада, проблем не будет. Но ребёнок, придя в школу, меняет свой статус. Он из дошкольника становится школьником: ему надо отвечать на вопросы педагога, уметь задавать свой вопрос, слушать ответ одноклассника, испытывать на себе довольно значительную учебную нагрузку
В норме физиологическая адаптация первоклассника длится от 2-3-х недель и к 5-6 неделе обучения ребёнок успокаивается, входит в ритм школьной жизни.
К сожалению, имеются дезадаптивные дети. У них имеется ряд причин, которые могут помешать успешной адаптации к школе и проявиться осложнениями.
Первая причина – часто болеющие дети, они хуже проходят адаптацию в начале учебного года.
Вторая причина - дети с особым психическим развитием – гиперактивные, агрессивные, им достаточно сложно наладить контакт с учителем и детьми. Или, наоборот, дети очень тревожные, замкнутые, боящиеся всех и всего, не поддерживающие контакт с учителем и одноклассниками. Хотя в условиях семьи, знакомой обстановки они довольно открытые.
Третья причина – могут быть срывы адаптации. Исчезает школьная мотивация: «Не хочу, устал!»- жалуется ребёнок. Дети плохо спят, у них ухудшается аппетит, заметна общая утомляемость, быстрая истощаемость деятельности.
Вывод: категорически нельзя начинать обучение в школе с 5-6 лет, так как механизмы адаптации детского организма ещё не сформированы в полном объёме.
Следует организовать щадящий режим дезадаптивному ребёнку: ограничить посещения кружков, секций на данный период. Категорически запрещено заниматься с ребёнком по 3 и более часа, переписывая бесконечное множество букв, слов, предложений. Это приведёт к сильнейшим перегрузкам физического и психического здоровья. Ведь ребёнок может только то, что он может. Всё, что больше – нагрузка, стресс. Родители должны понять и увидеть трудности, услышать все жалобы ребёнка, обсудить проблему с учителем. Необходимо поддерживать ребёнка, учить его контролировать своё поведение, овладевать навыками социального общения.
Каждый любящий родитель знает проблемы, возможности своего ребёнка. И, безусловно, в его развитии сможет определить дезадаптивные проявления:
1. Симптомы невнимательности: невнимание к деталям в игре в 7 лет, трудности удержания внимания на 1-2 минут, невозможность довести дело до конца, избегает заданий, требующих продолжительных усилий (может сидеть только 5-7 минут). Отвлекаемость на внешние раздражители – это норма для ребёнка. Забывчивость проявляется как особенность, состояние памяти
2. Симптомы гиперактивности: дрыгает ногами, руками (к школе этого не должно быть), не может усидеть 10-15 минут (для 7 лет это проблема), носится и лезет куда-либо, когда запрещено, трудно играть ребёнку спокойно, всегда заведён как мотор, чрезмерно разговорчив, чаще бессмысленно
3. Симптомы импульсивности: первым выпаливает ответ, трудно ждать своей очереди (сердится, плачет), прерывает, вмешивается, не реагируя на инструкции, указания.
Рекомендации. Если 8 из указанных выше симптомов вы наблюдаете у ребёнка в течение 6 месяцев, нужна консультация психолога, педиатра, невролога! Ваш ребёнок испытывает постоянную нагрузку на свой организм. А это в дальнейшем приведёт к осложнению здоровья, и дальнейшем, пребывая в постоянном стрессе, ему значительно труднее будет осваивать образовательную программу. Будьте внимательны к своим детям! Берегите их здоровье!
Мусина Наталья.Викторовна
Учитель-логопед МБОУ ТСОШ
Председатель школьного консилиума