Советы логопеда

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА

Актуальные вопросы деятельности РПМПК ОВЗ, инвалиды- ИПРА (PDF, 1.02 МБ)

I. Родителям на заметку.

Проблемы письма в начальной школе.

Письмо – сложный вид речевой деятельности. И, к сожалению, нарушения письменной речи в начальной школе встречаются довольно часто. В начале обучения грамоте первоклассники  могут пропускать буквы, недописывать слова, путать на письме зрительно и кинетически похожие прописные  буквы:  С–Э,У-Ч, Т –П и др.Но со временем у ребёнка автоматизируется навык письма, навык проговаривания слова, т.е. навык письма формируется. Под нарушением письма понимается стойкое нарушение или несформированность принципов письменной речи русского языка. Такое нарушение называется ДИСГРАФИЯ. В основе таких стойких нарушений лежит несформированность психических функций: внимания, памяти, мышления, речи.

 

         Если Ваш ребёнок  систематически допускает:

  1. 1.Пропуск, перестановка, вставка букв либо слогов.Пропуск свидетельствует, что ученик не выделяет в составе слова всех его компонентов: кчат- кричат, снки –санки, бт- брат, корёв- ковёр, довр – дров. Деверь)
  2. 2.Искажения слов  по типу застревания и упреждения: «магазим, девевья»
  3. 3.Сливает слова на письме:  кшабшит (кошка бежит), блзм –была зима
  4. 4.Раздельное написание частей слова: « б рат, и дут, с мотри»
  5. 5.Слитное написание служебных слов ( предлогов, союзов) « наполе, кдому, были дни, идётработа»
  6. 6.Смещает границы слов « удедмо Роза, вре керак»
  7. 7.Аграмматичность :  большая пятно,  на лесных полянок,шёл полю, мы котом играли.
  8. 8.Смешение  прописных букв на письме близких по написанию (кинетически): о-а, б –д, у –и, ж- х,  т – п, щ-ц, л-м, У –Ч ,К –Н, Г –Р
  9. 9.Смешение букв на основе нарушения произношения и восприятия на слух звука : П-Б, Т-Д, С-З, О-У,Ё-Ю,  Г-К-Х, С-Ш-Ж-З, Й-Л-Р, Т-Ц-С-З, Ть –Ч-Щ-Сь-Зь.(поймал птизу, сушая драва, пулка,  клюн, мач.  

 

При выявлении 2-3-х вышеперечисленных пунктов у школьника имеются  признаки  несформированности письма – ДИСГРАФИЯ.

 

Родителям первоклассников важно знать, что рассмотренные выше специфические ошибки следует отграничивать  от так называемой ЭВОЛЮЦИОННОЙ, или ЛОЖНОЙ, дисграфии, которая является проявлением естественных затруднений детей в ходе начального обучения письму.

Ошибки начинающих обучение школьников могут быть объяснены трудностью распределения внимания между техническими, орфографическими и мыслительными операциями письма.

 

Признаки незрелого навыка письма:

  • Отсутствие обозначения границ предложений
  • Слитное написание слов
  • Нетвёрдое знание (забывание) букв, особенно прописных
  • Нехарактерные смешения
  • Зеркальная обращённость букв

 

Объективная языковая трудность проявляется и в усвоении первоклассниками буквенного обозначения  йотированных согласных : Я,Ё,Ю,Е:  плус, клюн, клув, йолка, идом домое.

Также  значительную трудность для обучающихся первых классов  имеет употребление буквы Ь на письме для обозначения мягкости согласных: конки, денки, сол, двер.

         Школьный логопед обследует письменную речь первоклассников с III четверти, когда дети овладели азбукой, чтением. Выявляется же группа обучающихся с трудностями письма намного раньше: просматриваются Прописи, беседуя с учителем,  по запросам родителей (законных представителей).

         Родителям следует контролировать формирования навыка письма и чтения своего ребёнка, знать его успехи и трудности, чтобы предупредить  возникающие проблемы совместно с учителем, логопедом, психологом.

 

Учитель-логопед МБОУ ТСОШ  Мусина Наталья Викторовна

 

II. Любопытным родителям.

Трудности могут возникнуть неожиданно. Но, как говорится, предупреждён, значит вооружён. Реалистичная картина помощи ученику в решении проблем в обучении. Может быть, что-то возьмете на вооружение и вы?

Итак, начнем с дошкольного возраста. Что при этом необходимо помнить?

1. Подготовкой детей к школе не должны заниматься учителя. Дошкольное детство – совершенно особая пора, от которой зависит вся будущая жизнь человека, и эту подготовку должны брать на себя или специалисты (логопед, детский практический психолог), или родители. Нельзя переносить школьные уроки в детский сад. Игра и еще раз игра – вот что надо малышу. Играя, он может научиться не только читать и писать, но и многому другому.

2. Если в вашем классе есть ученики, допускающие непонятные, «глупые» ошибки, не относящиеся к определенным правилам, не спешите их ругать и заваливать двойками. Лучше посоветуйте родителям сходить на консультацию к логопеду. Если это нарушение письма, значит, нужны логопедическая помощь и обязательно тесный контакт в работе родителей, учителя и логопеда. Если же ошибки из-за проблем с вниманием, памятью, то необходимы помощь психолога и опять-таки тесный контакт всех взрослых. Главное – вовремя заметьте такого ребенка, уделите ему повышенное внимание, поверьте, что он не лодырь, что не всегда он виноват в своих проблемах.

3. После того как вы установили контакт со специалистом, необходимо выработать общую линию работы с ребенком. Здесь важны не только занятия, которые будут проводиться с ним индивидуально. Появится масса мелочей, которые надо будет учесть. Ведь на этом этапе важно, чтобы не получилось так, что учитель требует одно, логопед – другое, родители разрываются между двумя педагогами, а ребенок старается приспособиться к ситуации. Надо обязательно договориться о единых требованиях к нему. Логопед при этом должен учитывать, что класс идет вперед, и ребенок не должен отставать, что нельзя ставить ребенка в исключительные условия – это может отразиться на его отношениях с одноклассниками, но что, с другой стороны, он нуждается в индивидуальной оценке знаний по конфликтному предмету, к более деликатному подходу на уроках.

4. Мне очень нравятся приемы, используемые некоторыми учителями на уроках. Вот они:

а) перед началом первого урока учитель проводит короткую гимнастику – 5–6 упражнений из коррекционного нейропсихологического курса, направленных на тренировку внимания, развитие межполушарных связей;

б) перед началом любого урока, особенно перед контрольной работой, учитель проводит разминку «Скорая помощь»: дети поднимают заданную руку, одновременно называя определенный звук (Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии);

в) учитель не выделяет ошибки в тетрадях красной ручкой, исправляет их карандашом. Ошибки при этом засчитываются, как и положено, но тетрадь выглядит не так страшно;

г) учитель вместо ручки красного цвета использует любую другую – по договоренности с учениками;

д) дети, имеющие нарушения письма, работу над ошибками проводят особым образом. Цель: ребенок не должен видеть неправильно написанное слово с исправлением. В противном случае у него зафиксируется в памяти не правильный вариант, а ошибочный;

е) если у ребенка слишком много проблем, в том числе и психологических, ему необходим дополнительный выходной – день для отдыха и самостоятельной работы дома. Это делается по договоренности с администрацией, и здесь особенно важна поддержка учителя;

ж) в идеале учитель должен быть в курсе того, чем занимается логопед с ребенком, и напоминать ученику о необходимости выполнения некоторых правил, которым его научили на логопедических занятиях. Особенно это касается письма с проговариванием (на уроках – тихим шепотом), что является обязательным условием большинства логопедических методик.

Учитель-логопед МБОУ ТСОШ  Мусина Наталья Викторовна