Дети – герои Великой Отечественной войны (PPT, 24.06 МБ)
- формировать чувства гордости за свою Родину и родной край.
- воспитывать уважение к прошлой истории.
Задачи:
- познакомить с юными героями Великой Отечественной войны.
- показать важную роль детей и подростков в приближении Дня Победы.
- на примере героических подвигов, проявленных детьми в годы войны, формировать патриотические чувства у подрастающего поколения школьников.
Оборудование: мультимедийный проектор, книги о героях-пионерах ВОВ, фотографии героев, презентация, фонограммы военных песен.
Ход занятия.
Вступление.
Каждый год мы вспоминаем историю Великой Отечественной войны, вспоминаем воинов и тружеников В.О.В.
Вы знаете, что наша страна в этом году отмечает 70-летие В.О.В.
70 лет назад В.О.В. принесла много горя всем жителям нашей огромной страны, тогдашнего Советского Союза. Голод, холод, разруха, смерти миллионов людей и все это - война.
Слайд 1. 1941-1945 годы – самые трагические, но героические годы в многовековой истории нашей Родины. Весь народ - и стар, и млад, стал на его защиту. Советские воины мужественно сражались на фронтах, тыловики доблестно трудились на местах, отдавая Родине сыновий долг. Вместе со взрослыми воевали и работали дети, подростки. В годы Великой Отечественной войны более 35 тыс. юных защитников Родины - были награждены боевыми орденами и медалями за героические подвиги, за отвагу, мужество и трудовые подвиги, проявленные в годы войны.
Слайд 2. Сегодня мы поговорим о детях – героях Великой Отечественной войны.
Слайд 3. Дети военных лет, до войны были самые обыкновенные мальчишки и девчонки.
Они играли, бегали, прыгали, разбивали носы и коленки, учились, дружили, помогали младшим и старшим. Жизнь была беззаботной, как у всех детей. Но никто из них не подозревал, что их детство и годы жизни перечеркнет одно страшное слово – война.
Слайд 4.
Стали тихими наши дворы.
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры.
На пороге едва помаячили,
И ушли за солдатом солдат.
До свидания, мальчики, мальчики,
Постарайтесь вернуться назад.
Слайд 5.Разной была судьба у подростков в годы войны, они воевали, их угоняли в концлагеря за пределы Родины, они сражались в тылу с врагом.
Слайд 6. Детские карточки.
Война и дети…
Как это страшно и как несправедливо! Дети и война несовместимы, как жизнь и смерть. Дети в годы войны погибали на фронтах, в оккупированных фашистами городах и деревнях, в концентрационных лагерях, умирали от пуль и снарядов, от ран, болезней и холода. Дети голодали. Вы не знаете, что такое карточки! В маленьком листочке размером с ладошку, разделенном на крохотные квадратики с числами, была заключена вся жизнь человека. Продавец в магазине вырезал один квадратик и выдавал дневную порцию хлеба: рабочему - восемьсот граммов, служащему - шестьсот, детям и старикам, их тогда называли «иждивенцами», - четыреста граммов. В те голодные времена любой ребенок, даже трехлетний, знал, что такое карточки. Их берегли больше, чем деньги и документы.
Из воспоминаний Клеопатры Алексеевны Орловой, которая в войну жила в городе Ростов Краснодарского края. Войну застала 5 – летним ребенком.
«Это были с постоянными очередями за хлебом, трудные годы», - вспоминает Клеопатра Алексеевна, ветеран труда, почетный донор России.
В очередь за хлебом люди отмечались с ночи, кто не подошел во время, то на утро его семья оставалась без хлеба. «Как выдавался хлеб»,- рассказывает Клера Алексеевна. - На прилавке перед тобой буханка черного хлеба, который выдавался строго по норме. У продавца большой секира-нож и вот он подставляет буханку, а у самой молящие глаза, чтоб достался лишний довесочек хлеба. Стоишь и думаешь: неужели сейчас отрежут уголочек хлеба. А какое счастье было, когда хлеб, хоть не намного, превышал норму. Ты идешь домой и по дороге съедаешь с огромнейшим удовольствием этот кусочек довеска. А на пороге дед, с крашеными марганцем усами. Потирая и разглаживая их, спрашивает: «А, что довеска не было?».
-Нет, не было довеска,- ответила я, а у самой обманчивые глаза и боюсь, чтоб они не выдали меня.
Клеопатра Алексеевна вспоминала что пили морковный чай и запивали его с кусковым сахаром, который разламывали специальными щипчиками, не оставляя при этом ни одной сахарной песчинки. Не было соответствующей одежды, одно только было платье. Помнит она еще бомбежку, развалины и послевоенную разруху. Получить на завтрак хлеб с пропитанным салом, было самое лучшее, что могла дать мама своему ребенку.
Слайд 7. На войне дети были совсем другими. Они были лишены детства. Как взрослые дети совершали настоящие героические поступки. Многие дети воевали на фронте в составе действующих армий, многие уходили в партизаны. Они хотели стоять в одном строю с отцами и старшими братьями, ведь они хотели также, как и взрослые защищать своё Отечество. Обыкновенные школьники, ставшие солдатами, подпольщиками, партизанами, отдавшие жизнь за то, чтобы вы могли спокойно расти, учиться и жить.
Давайте поговорим о подвигах детей- героев В.О.В.
Слайд 8. Пионеры – герои. За мужество, бесстрашие и проявленный героизм десятки тысяч сынов и дочерей полков, юнг и юных партизан были награждены орденами и медалями.
Слайд 9. ПОРТНОВА ЗИНА (Зинаида Мартыновна) (1926-44), в годы В.О.В. Она была юной партизанкой, разведчицей партизанского отряда «Юные мстители». Она была зверски замучена фашистами. Посмертно награждена званием Героя Советского Союза.
Слайд 10 – 21.
Слайд 22. Четверо пионеров – героев удостоены звания Героя Советского Союза.
Слайд 23. Цифры и факты.
Слайд 24. Одни дети совершали героические подвиги на войне, а другие совершали тоже подвиги, но трудовые. Вместо школы 10-15 летние дети шли на заводы. Они участвовали в воскресниках, уборке урожая, собирали металлом, лекарства, травы, заготавливали топливо, шили одежду, собирали подарки фронтовикам, писали им письма, дежурили в госпиталях, выступали перед ранеными с концертами, перечисляли денежные средства в фонд обороны на создание боевой техники.
Слайд25.
Слайд 26. Дети объединялись в тимуровские команды. Помогали инвалидам, семьям фронтовиков. Подростки и дети заменили многих рабочих-мужчин, ушедших на фронт, внося значительный вклад в победу над гитлеровцами, а также в развитие промышленности.
Слайд 27. п. Хальмер-Седе – 1940 годы.
Тазовский район в годы войны жил общим девизом страны «Все для фронта. Все для победы». В районе был организован трудовой фронт. Люди хорошо понимали, что фронту нужна помощь. Перед Тазовским районом стояла главная задача: обеспечение фронта рыбой, мясом и теплой одеждой. В годы войны усиленно работает Тазовский рыбозавод, по собственной инициативе создаются рыболовецкие бригады.
Слайд 28.Рыбаки работали очень напряжено, чтобы дать стране больше рыбы. Старались дать фронту как можно больше мяса и оленеводы. А женщины-тундровички по своей инициативе шили шапки, рукавицы и даже малицы.
Стихотворение «Память» Л.Лапцуй.
Слайд 29.1942 г. Учащиеся халмер-сединской средней школы.
В годы войны учителя Тазовского района, в том числе и учителя Тазовской неполной средней школы, вынесли на своих плечах поистине огромную тяжесть. Одни учителя ушли защищать Родину, а другие остались не только учить и воспитывать детей, но вместе с другими жителями района самоотверженно трудиться в тылу.
Вместе с учителями работали и учащиеся школы. Старшеклассников, кто хорошо учился, приглашали работать в конторы райцентра, на места призванных на войну специалистов.
Учащиеся старших классов работают на строительстве консервного завода, который строился в то время. Они помогают разгружать плашкоуты с рыбой, работают на обработке рыбы, ловят рыбу. Помогают взрослым разгружать баржи с продуктами и заготавливают дрова.
Вносят свой посильный вклад и другие школьники. Девочки вяжут теплые рукавицы и носки, учителя шьют шапки и одежду. Школьники и учителя вместе с другими жителями района заботливо собирают посылки для солдат. В каждой посылке были конфеты “Весна”, печенье, папиросы “Беломор” и махорка, вышитые носовые платки. Вышивки призывали беспощадно бить фашистов. Кроме этого, солдатам высылали мыло, полотенца, карандаши, бритвы, теплые носки, консервы местного производства. «Больше рыбы и мяса для любимых защитников Родины», «Наша помощь фронту», «Новые вклады в фонд постройки танков» - это заголовки материалов из окружной газеты».
Учительский коллектив школы сдает из своих личных сбережений в фонд обороны денежные средства и ценные предметы.
В 1944 – 45 учебном году в документах отмечается, что была объявлена особая благодарность за самоотверженный труд бригаде юношей - школьников, которые приняли участие в выполнении государственного задания. Несмотря на свой детский возраст, ими было выгружено с баржи на берег на расстоянии 100 м более 20 тонн соли.
Из воспоминаний ветерана труда Тамары Антоновны Коневой (Цильке).
… Нас, учащихся 8-10 классов, привлекали и на строительство консервного комбината, и на добычу и обработку рыбы в любое время года, без соответствующей одежды и обуви, необходимых для работы на Крайнем Севере. Возвращались мы с ловли в 11 вечера, а в 4 часа утра добродушный бригадир Евгений Петрович Попов поднимал нас со словами: «Девочки! «Вставай» пришел!». Вымокшие портянки и протекающие бродни за ночь не просыхали на остывающей «железке», но мы обувались, одевались и вновь ехали на ту же работу – ловить «золотую» рыбку, нужную стране, фронту…
Из воспоминаний Марины Герасимовны Купчик (Дудниковой) (г.Измаил Одесской области, Украина.)
…В основном молодежь постоянно посылали на все проводимые в поселке работы: заготовка льда для рыбозавода, расчистка взлетно-посадочной полосы для самолетов от снежных сугробов на реке, подледный лов рыбы. Летом рыбачили, а рыбу сдавали в фонд Главнокомандующего Сталина…
Вашим ровесникам тех лет жилось нелегко, они не погодам казались взрослыми. Им пришлось взвалить на свои плечи тяжелую работу в тылу, несмотря на свой детский возраст.
Слайд 30. Зинаида Филипповна Иормонайнен.
Слайд 31. Вам рассказали только о нескольких героях, а ведь их было тысячи. Они работали на заводах, помогали раненым в госпиталях, воевали на фронтах, в партизанских отрядах. И всё же они оставались детьми.Мы должны помним всех: героев и рядовых солдат, и офицеров, мальчишек и девчонок, погибших за нашу святую землю, за Россию.
Справедливо будет отметить, что победа в В.О. В. – это подвиг всего нашего народа, всех тех, кто сражался с врагом лицом к лицу, и тех, кто стоял у станка и работал в поле В годы В.О.В. дети, подростки мужественно отбивали врага и с доблестью работали в тылу во имя Победы.
Итог: Слайд 32. Вы должны чтить, помнить подвиги ваших сверстников. На их примере учиться стойкости в любых испытаниях, быть ответственным за свои поступки. Быть мужественным, закалять свою волю и характер, приходить на помощь к другим, уважать старших. Любить свой родной край, родителей и свой народ и в любую минуту вы могли стать на защиту Родины, как это делали ваши сверстники в годы Великой отечественной Войны. Придет и ваше время, поэтому сейчас учитесь хорошо, живите достойно, чтоб ваши родители, школа гордились вами и вашими успехами.
Слайд 33. Наши предки старались для нас,
Они счастье, свободу искали,
Защищали страну от врага,
Свои жизни за нас отдавали.
Так давайте же помнить о них,
Светлой памяти дань отдавая,
Почитая героев живых,
На планете мир сохраняя.
Источники:
По материалам районного краеведческого музея.
Информаторы: К.А.Орлова – свидетель войны, ветеран труда.
З.Ф.Иормонайнен – участник трудового фронта, ветеран труда.