Адаптация первоклассников к школе

пн, 17.09.2018

Роль семьи в гармоничном развитии ребенка.

Психологическая готовность к школе

 

«Дети никогда не слушают старших,

но никогда не ошибаются, копируя их».

 

  Каждый период детства имеет свои особые, неповторимые достоинства, присущие только определенному этапу развития.

  Остановимся на одном из них – на периоде школьного детства (до 7-ми лет). В этот период ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности, рамки семьи расширяются до пределов улицы, школы, появляются другие значимые взрослые.

     Ребенок уже сам начинает ставить цели, фантазировать, придумывать занятия. Основной деятельностью в этом возрасте ещё является игра. В игре дети «примеряют» на себя взрослые роли, воспроизводят отношения между взрослыми. Но взрослые остаются для ребенка всемогущими.

Если родители на этом этапе будут предоставлять ребенку инициативу в выборе деятельности, не будут мешать ему фантазировать, то это будет способствовать развитию активности. Если же наоборот, родители будут говорить, что вопросы ребенка глупы, игры бестолковы, то их ребенок приобретет чувство вины за свое поведение.

       Родителям важно не столько разговаривать с ребенком, сколько играть с ним в сюжетно-ролевые игры, игры по правилам, тем самым, показывая ребенку, что все, что он придумывает важно и интересно.

       Именно через игры у ребенка можно сформировать произвольность поведения (особенно важны для развития произвольности игры, в которых нужно следовать правилам), развивать его мотивацию, повышать его самооценку, объяснять различные способы поведения в разных ситуациях.

     Таким образом, родители помогают ребенку адаптироваться к жизни в социуме, формируют психологическую готовность к школьному обучению и  дают ребенку возможность  проявлять активность, получая удовольствие от своей деятельности. Если же родителям не хватает времени для занятий с ребенком, своим поведением и словами они обесценивают фантазию, затеи и вопросы ребенка, то это может привести к отсутствию мотивации,  инициативы ребенка, снижению интеллектуальной готовности к обучению, низкой произвольности – все это приводит к сложностям в общении и обучении.

     Важно помнить, что ребенок до определенного возраста не столько слышит, сколько видит. Ребенок смотрит на поступки родителей, на их взаимоотношения и неосознанно копирует их. Например, если в семье принято говорить на повышенных тонах, то, скорее всего, ребенок  будет разговаривать точно также. Поэтому надо стараться воспитывать не только словами, но и своим примером.

 

 

ЗАПОВЕДИ ДЛЯ МАМЫ И ПАПЫ ПЕРВОКЛАССНИКА

 

1. Начинайте забывать о том, что ваш ребёнок маленький.

Дайте ему посильную работу по дому, определите круг обязанностей. Сделайте это мягко: «какой ты у нас уже большой, мы уже можем доверить тебе мыть посуду (вымыть пол, вытереть пыль, вынести ведро и т.д.).

 

2. Определите общие интересы.

Это могут быть как познавательные (любимые фильмы, игры, сказки), так и жизненные интересы (обсуждение семейных проблем). Участвуйте в любимых занятиях своих детей, проводите с ними свободное время не «рядом», а «вместе». Для этого достаточно посмотреть вместе фильм,  поиграть в «солдатики», построить крепость из снега, поговорить на волнующую ребёнка тему. Не отказывайте детям в общении, дефицит общения – один из самых главных пороков семейной педагогики!

 

3. Не ругайте, а тем более, не оскорбляйте ребёнка, особенно, в присутствии посторонних.

Уважайте чувства и мнения ребёнка.  На жалобы со стороны окружающих, даже учителя, отвечайте: «спасибо, мы дома обязательно поговорим на эту тему». Помните педагогический закон оптимистического воспитания: доверять, не считать плохим, верить в успех и способности («ты сможешь», «у тебя обязательно получится», «я в тебя верю»).

 

4. Научите ребёнка делиться своими проблемами.

Обсуждайте с ним конфликтные ситуации,  возникшие в общении ребёнка со сверстниками или взрослыми.  Искренне интересуйтесь его мнениями, только так вы сможете сформировать у него правильную жизненную позицию. Постарайтесь разобраться объективно: не считайте всегда правым своего ребёнка и неправым другого или наоборот!

 

5. Чаще разговаривайте с ребёнком.

Развитие речи – залог хорошей учёбы. Были в театре (цирке, кино) – пусть расскажет, что ему больше всего понравилось. Слушайте внимательно, задавайте вопросы, чтобы ребёнок чувствовал, что вам это действительно интересно. Вместе с ним придумывайте самые интересные фантастические истории – о предметах, вещах, явлениях природы. Ваш ребёнок должен быть фантазёром.

 

6.Отвечайте на каждый вопрос ребёнка.

Только в этом случае его познавательный интерес никогда не иссякнет.

В то же время прибегайте чаще к справочной литературе («давай посмотрим вместе в словаре, в энциклопедии»), приучайте детей пользоваться самостоятельно справочниками и энциклопедиями, а не ждать всегда вашего ответа.

 

7. Постарайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами вашего ребёнка.

Видеть мир глазами другого – основа взаимопонимания. А это означает – считаться с индивидуальностью ребёнка, знать, что все люди разные и имеют право быть такими!

 

8. Чаще хвалите, восхищайтесь вашим ребёнком.

На жалобы о том, что что-то не получается, отвечайте: «Получится обязательно, только нужно ещё несколько раз попробовать». Формируйте высокий уровень притязаний. И сами верьте, что ваш ребёнок может всё, нужно только чуть-чуть ему помочь. Хвалите словом, улыбкой, лаской и нежностью, а не отделывайтесь такого рода поощрениями, как покупка новой игрушки или сладостей.

 

9. Не стройте ваши взаимоотношения с ребёнком на запретах.

Согласитесь, что они не всегда разумны. Всегда объясняйте причины, обоснованность ваших требований, если возможно, предложите альтернативный вариант. Уважение к ребёнку сейчас – фундамент уважительного отношения к вам в настоящем и будущем. Никогда не пользуйтесь формулировкой «если…, то…» («Если уберешь свои вещи, разрешу смотреть телевизор» и т.п.), это пагубно влияет на воспитание личности – ребёнок начинает принимать позицию «ты – мне, я – тебе».