Советы логопеда

Советы логопеда

Любопытным родителям

К ШКОЛЕ ГОТОВ?

Принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного образования – важный этап преемственности детского сада и школы.

ФГОС ДОУ оградили от понимания преемственности между детским садом и начальной школы как преемственности по учебным предметам и по тому, какие знания, умения и навыки должны давать детям в детском саду и с какими знаниями школа должна их получать. На современном этапе (в связи с введением ФГОС) произошло смещение акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной на личностную готовность, которая определяется сформированной «внутренней позицией школьника» (способностью ребенка принять на себя новую социальную роль ученика). Во главу угла выходят сформированные познавательные мотивы обучения, то есть сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания. Таким образом, для современного первоклассника становится важным не столько обладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться.

С переменным успехом вопрос обучения чтению и письму в дошкольном возрасте то активизируется, то затухает, начиная с 50-х годов прошлого столетия. В рекомендательных документах пишется одно, на практике требуется другое (не секрет, что школа часто ждет первоклассника читающего и пишущего). Придерживаемся мнения, что обучать этим навыкам должен, однозначно, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ педагог, независимо в каком возрасте (справляются с этим и пятилетки, которые и читают осмысленно и на правильном речевом дыхании, и пишут даже леворукие с устойчивыми навыками письменной графики). НО.... это ли важно в подготовке ребенка к школе? Скорее приоритет должен быть к вопросам развития произвольного внимания, пропускной способности разных видов памяти, социальной зрелости, развитые регулятивные навыки, которые требуют устойчивой волевой основы, интеллектуальная выносливость и физическое здоровье готовое держать учебные нагрузки , в том числе и эмоциональные(ребенок в 7 лет переступает рубеж нового социума). Этому не возможно обучить за полгода, как письму и чтению. Это требует ВРЕМЕНИ. Если по всем перечисленным параметрам в первый класс приходит подготовленный к обучению ребенок, учитель сможет без осложнений обучить его чтению и письму и в 7 летнем возрасте.
            Да, лучше, развивать названные качества и навыки. Но мир книг и чтения, считаю, необходимо открыть ребенку до школы (когда он будет к этому готов). Это очень индивидуально, конечно, придя в школу, ребенок даже если не пишет и не читает сможет все это взять при условии, что он готов учиться - знает школу в которую пришел, имеет достаточный запас сенсомоторных навыков, умеет искать информацию и главное, готов к контактам. Вот потому можно с уверенностью сказать - вовсе необязательно ставить во главе угла при подготовке к школе, чтение и письмо. Всему свое время.

Типичное мнение учителя начальных классов - развивайте мелкую моторику. В последнее время даже неимоверные усилия в данном вопросе не приносят желаемого результата. Надо признать - мир изменился, а с ним и дети: результат прогресса (смеси, соски) привёл к тому, что и к четырём годам некоторые дети не умеют жевать! Как возможное следствие - плохая речь. "Спасибо" промышленности за молнии, липучки на одежде и обуви - дети разучились завязывать шнурки, застёгивать пуговицы! Как следствие - плохая моторика. Дети сегодня (особенно из однодетных семей) - это залюбленные дети. «Делай, что хочешь, только не плачь!» А хотят они смотреть телевизор, играть в компьютер, но не складывать пазлы, собирать мозаики, создавать сюжет в игре и пр., ведь на это требуется терпение и умение. Да и родителям «молчащий» ребёнок в доме не приносит лишних хлопот.

И, наконец, не секрет, что сегодня практически нет здоровых детей уже при рождении: различные нарушения во время беременности, родовые травмы и пр., другими словами, это уже диагнозы, которые не могут не сказать на моторике, речевом развитии и т.д. Детский сад хоть и прилагает огромные усилия по развитию у детей мелкой моторики, но результат совершенно не сопоставимый желаниям. Возможно, следует что-то менять в меняющихся условиях.

О речи.Учитывая, что основной целью работы по развитию речи детей в ДОУ всегда было формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа, традиционная система работы по развитию речи естественно включается в образовательную область «Коммуникация». «Коммуникация» - это не только и не столько традиционное «Развитие речи» детей дошкольного возраста, сколько развитие общения, в том числе и речевого.   Однако происходит серьезное смещение акцентов: развитие словаря детей, воспитание звуковой культуры речи, формирование ее грамматического строя, развитие связной речи являются не самоцелями, а средствами для развития у детей навыков общения.  Соответственно, и итоговый результат освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования «на выходе» из детского сада планируется не только в виде показателей речевого развития ребенка, но и в виде конструктивных способов взаимодействия дошкольника с другими детьми и взрослыми (умения договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве и т.п.).

Желаю успехов!

Мусина НВ. Учитель-логопед МБОУ ТСОШ