Купить здоровье

Советы логопеда
Любопытным родителям

Можно ли измерить здоровье?

На первый взгляд странный вопрос. Но, так или иначе, каждый взрослый рано или поздно об этом задумывается и ищет свои  критерии измерения. Беспокойство же  о детях проявляется в  главных, на взгляд родителей, моментах – чтобы дети были сытыми, одетыми, не простужались. Ценность здоровья в детстве и юности понимается плохо. Так  все старшеклассники устремлены вперёд, в будущее. Они мечтают об увлекательной счастливой жизни. Из всех характеристик успеха они перечисляют   умение общаться с людьми, умение принимать нестандартные решения, добросовестность, ответственность, желание постоянно учиться. Но вот о чём, к сожалению, даже не упоминают и часто не догадываются, что есть только одно, без чего ни одна мечта не претворяется в жизнь – без здоровья! Ни в одном рейтинге профессий будущего не обозначена самая востребованная профессия  «здоровый человек». А ведь в настоящее время это самое востребованное дело. Но чтобы быть мастером в своём деле необходимы знания. Касается это и здоровья. Знания о физиологии человека, возможностях организма ребёнка и взрослого -  не только интересные познания, но и ключ к возможности управлять своим здоровьем.

Необходимо учиться ставить на первое место не здоровье, а умение его сохранять, формировать понимание ценности здоровья и умение его проконтролировать, сохранить и умножить. Дети, подростки  не знают, что их ждёт в новой жизни. Но первое,  с чем им придётся столкнуться – это адаптация к новым условиям погружения в незнакомую для них среду. Слово адаптация  означает приспособление организма к  новым условиям. Одним из составляющих адаптации является стресс– негативная  или положительная   реакция на изменения в организме в условиях адаптации. 

Школьная жизнь - особая стрессовая среда, так или иначе, каждый испытывает на себе стресс,  но в первую очередь это касается первоклассников. Адаптационный период является самым важным в  их школьной жизни, он и определяет дальнейшее комфортное  или некомфортное для каждого конкретного ребёнка пребывание в школе в качестве ученика. И от того, как пройдёт адаптация зависит самочувствие, физическое и психическое здоровье школьника.  

Адаптация дошкольника к школе – важный момент в период обучения в образовательном учреждении. Для ребёнка появляются новые жизненные  ситуации: общение с чужим человеком - учителем; новый режим жизнедеятельности, дополнительная нагрузка, определённые  усилия  высидеть время урока; неопределённость: пребывание в большом здании, общение с незнакомыми детьми, которые могут толкать, дразнить. Неопределённость  - всё новое, неизведанное порождает тревожность, и  организм на это отвечает напряжением. Так проходит физиологическая адаптация. Исследования на уроке показали, что организм ребёнка в период адаптации  к школе, реагирует сердечными нарушениями - учащённым сердцебиением, повышением давления, температуры. Так как это экстремальная нагрузка,  появляется утомляемость. А замечания учителя, реакция родителей на неуспешность  ведут к резкому сокращению сердца ребёнка.

Кроме физиологической адаптации есть психологическая адаптация –  адаптация в ученическом коллективе. За 3-4 недели основная масса ребят довольно успешно адаптируется. Учитель, создавая доброжелательную атмосферу, помогает влиться всем детям в коллектив. Многие родители думают, что если ребёнок идёт в школу со   своей группой из детсада, проблем не будет. Но ребёнок, придя в школу,   меняет свой статус. Он  из дошкольника становится школьником: ему надо отвечать на вопросы педагога, уметь задавать свой вопрос, слушать ответ одноклассника, испытывать на себе  довольно значительную учебную нагрузку

В норме физиологическая адаптация первоклассника длится  от 2-3-х недель и к  5-6 неделе  обучения ребёнок успокаивается, входит в ритм школьной жизни.

К сожалению, имеются дезадаптивные дети. У них имеется ряд причин, которые могут помешать успешной адаптации  к школе и проявиться  осложнениями.

Первая причина – часто болеющие дети, они хуже проходят адаптацию в начале учебного года.

Вторая причина -  дети с особым психическим развитием – гиперактивные, агрессивные, им достаточно сложно наладить контакт с учителем и детьми. Или, наоборот, дети очень тревожные, замкнутые, боящиеся всех и всего, не поддерживающие контакт с учителем и одноклассниками. Хотя в условиях семьи, знакомой обстановки они довольно открытые.

Третья причина – могут быть срывы адаптации. Исчезает  школьная  мотивация: «Не хочу, устал!»- жалуется ребёнок. Дети плохо спят, у них ухудшается аппетит, заметна общая утомляемость, быстрая истощаемость деятельности.

Вывод: категорически  нельзя начинать обучение в школе с 5-6 лет, так как механизмы адаптации  детского организма ещё не сформированы в полном объёме.

Следует организовать щадящий режим дезадаптивному ребёнку: ограничить посещения кружков, секций на данный период. Категорически запрещено заниматься с ребёнком по 3 и более часа, переписывая бесконечное множество букв, слов, предложений. Это приведёт к сильнейшим перегрузкам физического и психического здоровья. Ведь ребёнок может только то, что он может. Всё, что больше  – нагрузка, стресс. Родители должны понять и увидеть трудности, услышать все жалобы ребёнка, обсудить проблему с учителем. Необходимо поддерживать  ребёнка, учить его   контролировать своё поведение, овладевать навыками социального общения.

Каждый любящий родитель знает проблемы, возможности своего ребёнка. И, безусловно, в  его развитии сможет определить дезадаптивные проявления:

1. Симптомы невнимательности: невнимание к деталям в игре в 7 лет, трудности удержания внимания на 1-2 минут, невозможность  довести дело до конца, избегает заданий, требующих продолжительных усилий (может  сидеть только 5-7 минут).  Отвлекаемость  на внешние раздражители – это норма для ребёнка. Забывчивость проявляется как особенность, состояние памяти

2. Симптомы гиперактивности: дрыгает ногами, руками (к школе этого не должно быть), не может усидеть 10-15 минут (для  7  лет это проблема), носится и лезет куда-либо, когда запрещено, трудно играть ребёнку спокойно, всегда заведён как мотор, чрезмерно разговорчив, чаще бессмысленно

3. Симптомы импульсивности: первым выпаливает ответ,  трудно ждать своей очереди (сердится, плачет), прерывает, вмешивается, не реагируя на инструкции, указания.

Рекомендации. Если 8 из указанных выше симптомов вы наблюдаете у ребёнка в  течение 6 месяцев, нужна консультация психолога, педиатра, невролога! Ваш ребёнок  испытывает постоянную нагрузку на свой организм. А это в дальнейшем приведёт к осложнению здоровья, и  дальнейшем, пребывая в постоянном стрессе, ему значительно труднее будет осваивать образовательную программу. Будьте внимательны к своим детям! Берегите их здоровье!

                                                                                                         Мусина Наталья.Викторовна

   Учитель-логопед МБОУ ТСОШ

  Председатель школьного консилиума