Здоровье

Здоровье

Всесторонняя программа здоровья в детском коллективе должна включать следующие компоненты:

  • образование в области здоровья;
  • физическое воспитание;
  • школьную медицинскую службу;
  • службу питания;
  • службу здоровья персонала школы;
  • школьную психологическую службу;
  • социальные службы;
  • участие родителей и общественности.

Медицинское обслуживание обучающихся в Школе обеспечивается медицинским персоналом, который закреплён органом здравоохранения за Школой и наряду с администрацией и педагогическими работниками несёт ответственность за проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режим и качество питания обучающихся. Школа предоставляет помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников.

Вопросам здоровьесбережения уделяется первостепенное   внимание в нашей школе.  В декабре 2012 года в МБОУ ТСОШ состоялся  педагогический совет на тему: «Актуальные вопросы здоровьесбережения в школе». Членами творческой группы проведено анкетирование 264  учащихся 5-8 классов  школы на тему «Если хочешь быть здоров». Полученные в ходе анкетирования данные обработаны, проанализированы и использованы в выступлениях. На вопрос о важности здоровья (Почему важно быть здоровым?) учащиеся ответили, что здоровье человека находится в его руках. Надо заниматься физической культурой из-за климата, который в Заполярье. Для того, чтобы жить долго, хорошо, весело и радостно  себя чувствовать, не болеть и иметь возможность посещать занятия в школе,  быть сильным.

На вопрос об источнике информации для подростков о здоровье  (От кого  Вы больше всего узнаёте о здоровье?) более половины опрошенных  (190 обучающихся) больше всего о здоровье узнают от родителей. Примерно в равном соотношении получают информацию от учителей, из интернета и других источников. Более половины опрошенных,  учащихся школы (180 человек), привлекают  люди, ведущие здоровый образ жизни. Большинство опрошенных, (128 человек), оценивают состояние своего здоровья как хорошее, 107 как отличное и 29 как удовлетворительное. Чтобы укрепить своё здоровье, учащиеся делают утреннюю зарядку (гимнастику), бегают по утрам, стараются есть здоровую пищу, соблюдать режим дня, занимаются в учреждениях дополнительного образования и посещают спортивные секции.

Абсолютное большинство опрошенных, (226 человек),   уверены в том, что заботиться о здоровье надо начинать ещё в детстве. Лишь четверо считают, что начинать это надо, будучи взрослым. 34  респондента ответили, что заботу о здоровье надо начинать проявлять в подростковом возрасте.

На вопрос  «Часто ли  Ваши родители говорят Вам о здоровье и о том, как его беречь?» пятая часть опрошенных учащихся  (50 человек)  считают, что их родители редко говорят с ними на темы здоровьесбережения. Всё же большинство,  (212 учащихся), отметили, что родители часто беседуют с ними на темы сохранения здоровья. Судя по анкетам, дети обсуждают со своими родителями темы вреда курения, алкоголя,  важности здоровья, говорят о  причинах болезней, пользе занятий физической культурой и  спортом, требуют от детей не гулять допоздна, знать пользу или вред  продуктов питания. Многие учащиеся отметили, что родители не проводят с ними предметных бесед о здоровье. Отвечая на вопрос:  «Помогает ли тебе школа заботиться о своём здоровье?»  в комплексе окружающих его обстоятельств, сопутствующих факторов, состояния мировоззрения (информированности),  в части сохранения и развития здоровья, той обстановки, которая его окружает в школе и дома  примерно 83 % учащихся считают, что школа помогает им заботиться о здоровье. 203 учащимся занятия в школе  помогли создать дома полезный для здоровья образ жизни, 61 учащийся пока не уверен в этом. «Как вся обстановка в школе влияет, по-твоему, на твоё здоровье?», -  был задан последний вопрос и ответы распределились следующим образом:  57% (150 человек)  опрошенных отмечают хорошее влияние школы на здоровье, 97 школьников не смогли точно сформулировать своё отношение, лишь  17 учащихся считает, что обстановка влияет на них плохо.  

...

 

 

Можно ли измерить здоровье?

 

 

На первый взгляд странный вопрос. Но, так или иначе, каждый взрослый рано или поздно об этом задумывается и ищет свои  критерии измерения. Беспокойство же  о детях проявляется в  главных, на взгляд родителей, моментах – чтобы дети были сытыми, одетыми, не простужались. Ценность здоровья в детстве и юности понимается плохо. Так  все старшеклассники устремлены вперёд, в будущее. Они мечтают об увлекательной счастливой жизни. Из всех характеристик успеха они перечисляют   умение общаться с людьми, умение принимать нестандартные решения, добросовестность, ответственность, желание постоянно учиться. Но вот о чём, к сожалению, даже не упоминают и часто не догадываются, что есть только одно, без чего ни одна мечта не претворяется в жизнь – без здоровья! Ни в одном рейтинге профессий будущего не обозначена самая востребованная профессия  «здоровый человек». А ведь в настоящее время это самое востребованное дело. Но чтобы быть мастером в своём деле необходимы знания. Касается это и здоровья. Знания о физиологии человека, возможностях организма ребёнка и взрослого -  не только интересные познания, но и ключ к возможности управлять своим здоровьем.

Необходимо учиться ставить на первое место не здоровье, а умение его сохранять, формировать понимание ценности здоровья и умение его проконтролировать, сохранить и умножить. Дети, подростки  не знают, что их ждёт в новой жизни. Но первое,  с чем им придётся столкнуться – это адаптация к новым условиям погружения в незнакомую для них среду. Слово адаптация  означает приспособление организма к  новым условиям. Одним из составляющих адаптации является стресс– негативная  или положительная   реакция на изменения в организме в условиях адаптации. 

Школьная жизнь - особая стрессовая среда, так или иначе, каждый испытывает на себе стресс,  но в первую очередь это касается первоклассников. Адаптационный период является самым важным в  их школьной жизни, он и определяет дальнейшее комфортное  или некомфортное для каждого конкретного ребёнка пребывание в школе в качестве ученика. И от того, как пройдёт адаптация зависит самочувствие, физическое и психическое здоровье школьника.  

Адаптация дошкольника к школе – важный момент в период обучения в образовательном учреждении. Для ребёнка появляются новые жизненные  ситуации: общение с чужим человеком - учителем; новый режим жизнедеятельности, дополнительная нагрузка, определённые  усилия  высидеть время урока; неопределённость: пребывание в большом здании, общение с незнакомыми детьми, которые могут толкать, дразнить. Неопределённость  - всё новое, неизведанное порождает тревожность, и  организм на это отвечает напряжением. Так проходит физиологическая адаптация. Исследования на уроке показали, что организм ребёнка в период адаптации  к школе, реагирует сердечными нарушениями - учащённым сердцебиением, повышением давления, температуры. Так как это экстремальная нагрузка,  появляется утомляемость. А замечания учителя, реакция родителей на неуспешность  ведут к резкому сокращению сердца ребёнка.

Кроме физиологической адаптации есть психологическая адаптация –  адаптация в ученическом коллективе. За 3-4 недели основная масса ребят довольно успешно адаптируется. Учитель, создавая доброжелательную атмосферу, помогает влиться всем детям в коллектив. Многие родители думают, что если ребёнок идёт в школу со   своей группой из детсада, проблем не будет. Но ребёнок, придя в школу,   меняет свой статус. Он  из дошкольника становится школьником: ему надо отвечать на вопросы педагога, уметь задавать свой вопрос, слушать ответ одноклассника, испытывать на себе  довольно значительную учебную нагрузку

В норме физиологическая адаптация первоклассника длится  от 2-3-х недель и к  5-6 неделе  обучения ребёнок успокаивается, входит в ритм школьной жизни.

К сожалению, имеются дезадаптивные дети. У них имеется ряд причин, которые могут помешать успешной адаптации  к школе и проявиться  осложнениями.

Первая причина – часто болеющие дети, они хуже проходят адаптацию в начале учебного года.

Вторая причина -  дети с особым психическим развитием – гиперактивные, агрессивные, им достаточно сложно наладить контакт с учителем и детьми. Или, наоборот, дети очень тревожные, замкнутые, боящиеся всех и всего, не поддерживающие контакт с учителем и одноклассниками. Хотя в условиях семьи, знакомой обстановки они довольно открытые.

Третья причина – могут быть срывы адаптации. Исчезает  школьная  мотивация: «Не хочу, устал!»- жалуется ребёнок. Дети плохо спят, у них ухудшается аппетит, заметна общая утомляемость, быстрая истощаемость деятельности.

Вывод: категорически  нельзя начинать обучение в школе с 5-6 лет, так как механизмы адаптации  детского организма ещё не сформированы в полном объёме.

Следует организовать щадящий режим дезадаптивному ребёнку: ограничить посещения кружков, секций на данный период. Категорически запрещено заниматься с ребёнком по 3 и более часа, переписывая бесконечное множество букв, слов, предложений. Это приведёт к сильнейшим перегрузкам физического и психического здоровья. Ведь ребёнок может только то, что он может. Всё, что больше  – нагрузка, стресс. Родители должны понять и увидеть трудности, услышать все жалобы ребёнка, обсудить проблему с учителем. Необходимо поддерживать  ребёнка, учить его   контролировать своё поведение, овладевать навыками социального общения.

Каждый любящий родитель знает проблемы, возможности своего ребёнка. И, безусловно, в  его развитии сможет определить дезадаптивные проявления:

1. Симптомы невнимательности: невнимание к деталям в игре в 7 лет, трудности удержания внимания на 1-2 минут, невозможность  довести дело до конца, избегает заданий, требующих продолжительных усилий (может  сидеть только 5-7 минут).  Отвлекаемость  на внешние раздражители – это норма для ребёнка. Забывчивость проявляется как особенность, состояние памяти

2. Симптомы гиперактивности: дрыгает ногами, руками (к школе этого не должно быть), не может усидеть 10-15 минут (для  7  лет это проблема), носится и лезет куда-либо, когда запрещено, трудно играть ребёнку спокойно, всегда заведён как мотор, чрезмерно разговорчив, чаще бессмысленно

3. Симптомы импульсивности: первым выпаливает ответ,  трудно ждать своей очереди (сердится, плачет), прерывает, вмешивается, не реагируя на инструкции, указания.

Рекомендации. Если 8 из указанных выше симптомов вы наблюдаете у ребёнка в  течение 6 месяцев, нужна консультация психолога, педиатра, невролога! Ваш ребёнок  испытывает постоянную нагрузку на свой организм. А это в дальнейшем приведёт к осложнению здоровья, и  дальнейшем, пребывая в постоянном стрессе, ему значительно труднее будет осваивать образовательную программу. Будьте внимательны к своим детям! Берегите их здоровье!

                                                                                                         Мусина Наталья.Викторовна

   Учитель-логопед МБОУ ТСОШ

  Председатель школьного консилиума