Родители! Памятка "Школьное питание"

сб, 06.04.2019

ПАМЯТКА

для родителей  по контролю  школьного питания

 

 

    Организация школьного питания регламентирована:

  • приказ Минздравсоцразвития России N 213н, Минобрнауки России N 178 от 11.03.2012 «Об утверждении методических рекомендаций по организации питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений»,
  • письмо Министерства образования и науки РФ от 12 апреля 2012 г. N 06-731 «О формировании культуры здорового питания обучающихся, воспитанников»,
  • Федеральный закон  «О качестве и безопасности пищевых продуктов
  • СанПиН 2.4.5.2409-08

   Совместно с администрацией и представителями органов родительского самоуправления:

      1.В обеденном зале обратите внимание:

  • как дети входят в зал,
  • как рассаживаются за столы,
  • как ведут себя за столом,
  • какова культура приема пищи,
  • кто убирает посуду, как дети покидают обеденный зал,
  • вид обслуживания: кто и когда накрывает на столы, кто сопровождает детей, и т.д.  

      2.Изучите меню и сравните его с фактическим набором блюд.

      3.Снимите пробу блюд, предлагаемых детям, и дайте оценку их вкусовых качеств.

      4.Изучите меню и выясните:

  • кто составляет меню,
  • разнообразие блюд,
  • наличие и разнообразие овощного меню,
  • подсчитайте калорийность по составу продуктов и сравните с рекомендуемыми нормативами,
  • стоимость завтраков и обедов и ее обоснованность,
  • где столовая закупает продукты питания и как они хранятся.

     5. Поинтересуйтесь  также:

  • организационно-правовой формой школьной столовой,
  • кто готовит блюда: доготовочная или все блюда готовятся работниками пищеблока,
  • есть ли санитарные книжки у работников пищеблока,
  • наличием бракеражного журнала и его содержанием,
  • наличием суточной пробы и ее хранением,
  • кто проводит бракераж пищи и когда это было сделано в день проверки,
  • всё ли оборудование пищеблока исправно,
  • наличием спецодежды у работников пищеблока,
  • когда последний раз проверялось санитарное состояние пищеблока, кем, какие сделаны замечания, предложения и как они выполнены.

     6.Как организовано руководство школьным питанием:

  • наличие графика работы столовой,
  • как организовано обучение детей культуре питания,
  • какая работа проводится с родителями о правильном питании школьников,
  • роль школьного медицинского работника в вопросах организации школьного питания.

       7.Проанализируйте полученные факты и совместно с администрацией школы решите, что должны делать администрация, родители,                       работники пищеблока в деле улучшения питания детей, определите сроки исполнения.

      8.Не забудьте проверить исполнение рекомендаций. Добивайтесь действенности контроля, а не его видимости.

   

       При контроле руководствуются следующим:

     1. Горячее  питание  должно быть двухразовое (завтрак и обед) (при организации обучения  в одну смену). Интервалы между приемами               ищи не должны превышать трех-четырех часов. Для  посещающих группу продленного дня  дополнительно рекомендуется организовать                    полдник

      2.Распределение калорийности по приемам пищи в процентном отношении должно составлять: завтрак — 25%, обед — 35%, полдник — 15%      (для обучающихся во вторую смену — до 20 — 25%), ужин — 25%.

     3.В рацион школьников должны быть включены все группы продуктов:

  • овощи и      фрукты;
  • крупы,      макаронные изделия и бобовые;
  • хлеб и      хлебобулочные изделия;
  • мясо и      мясопродукты;
  • рыба и      рыбопродукты;
  • молоко и      молочные продукты;
  • яйца;
  • пищевые      жиры;
  • сахар и      кондитерские изделия.

       4.Соотношение пищевых веществ (белков, жиров и углеводов) в суточном рационе питания школьников должно составлять 1:1:4 (в процентном      отношении от калорийности — 10 — 15, 30 — 32 и 55 — 60% соответственно).

      5.В школе должно быть разработано цикличное меню на 10 (14, 20, 28) дней, а также должно предусматриваться профилактика витаминной и           микроэлементной недостаточности;

  • Ежедневно в рационе питания должны  быть мясо, молоко, сливочное и растительное масло, хлеб ржаной и пшеничный (с каждым приемом пищи).
  • Рыбу, яйца, сыр, творог, кисломолочные продукты рекомендуется включать 1 раз в 2-3 дня.
  • Завтрак должен состоять из закуски, горячего блюда и горячего напитка, рекомендуется включать овощи и фрукты.
  • Обед должен включать закуску, первое, второе (основное горячее блюдо из мяса, рыбы или птицы) и сладкое блюдо. В качестве закуски следует использовать салат из огурцов, помидоров, свежей или квашеной капусты, моркови, свеклы и т.п. с добавлением свежей зелени.
  • Горячие блюда (супы, соусы, напитки) при раздаче должны иметь температуру не ниже 75 градусов С, вторые блюда и гарниры — не ниже 65 градусов С, холодные супы, напитки — не выше 14 градусов С.
  • Предпочтение отдается свежеприготовленным, а не разогретым блюдам.
  • В примерном меню не допускается повторение одних и тех же кулинарных изделий в последующие 2-3 дня.        

     6.Питьевой режим в школе может быть организован в следующих формах:

*   стационарные питьевые фонтанчики;

*    вода, расфасованная в емкости. 

        Питьевая вода из питьевых фонтанчиков должна отвечать гигиеническим требованиям, предъявляемым к качеству воды централизованных                 систем питьевого водоснабжения.

       7.В школе может осуществляться торговля пищевой продукцией, не требующей особых условий хранения (срок годности установлен для            температуры до +25 °C), в индивидуальной потребительской упаковке, с использованием торговых автоматов:

  • молоко питьевое стерилизованное витаминизированное;  
  • стерилизованные (термизированные) продукты на основе йогурта;
  • творожные изделия (продукты);
  • вода питьевая негазированная высшей категории;
  • напитки безалкогольные негазированные витаминизированные или сокосодержащие (кроме тонизирующих) в алюминиевых банках;
  • соки и нектары фруктовые и овощные натуральные.

         8.В школе должна проводиться  работа по формированию культуры потребления здоровой пищи у школьников. Для этого                               предполагается не только организовать рациональное питание в школьных столовых, но и вырабатывать у детей верное представление  о                    полезной пище.

         9.Должна быть спланирована и осуществляться подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов, обеспечивающих                   организацию питания школьников.