«ЛЮБОПЫТНЫМ РОДИТЕЛЯМ», советы логопеда

сб, 26.01.2019
Ведущая форма деятельности – эмоционально-положительное общение со взрослым – является основой формирования предпосылок речевого общения.
В общении со взрослыми развиваются коммуникационно-познавательный комплекс, а также речевые навыки в виде:
голосовых реакций
интонационной окрашенности
сенсорных функций
1 год:
· к этому периоду ребёнка в словарном запасе должно быть не менее 3- 4 слов.
· Малыш осознанно произносит лепетные слова («мама», «папа», «баба», «дай», «на», «би-би», «пи-пи» и т.п.)
· Малыш должен понимать простые инструкции (покажи, где мама (папа, бабаушка, собачка - ав-ав; где глазки, носик», «встань», «иди сюда»
· Ребёнок имитирует животных, подражает их голосам: как собачка лает, как корова мычит, как кошка мяукает и др.
Способности ребёнка от 0 до 1 года.
1.Внимание и интерес к людям.
2.Зрительный контакт с мамой.
3.Жесты (указывание, просьба взять, «пока-пока»).
4.Умение смеяться.
5.Умение улыбаться
6.Способность успокаиваться под влиянием людей
7.Внимание к игрушкам и вещам.
8.Склонность «говорить» (гулить, лепетать, издавать звуки со значением).
9.Спообность самостоятельно успокаиваться.
10.Хорошая реакция на неречевые и речевые звуки.
 

Наблюдайте за речевыми навыками ребёнка

1 месяц - рефлекторный крик и звуки, плачет по-разному из-за различных неудобств
Реагирует на голос, начинает усиленно двигать руками и ногами или, наоборот, замирает. Кричит,  от голода- громкий и пронзительный плач, как вопль, прерывающийся сосательными движениями; хочет спать – продолжительный и жалобно; от боли – громкий и пронзительный плач, прерывающийся хныканьем; от дискомфорта – низкие стоны и хныканье.
2 месяц - качественное изменение крика (начало вокализаций- преобладают гласные звуки, имеющие носовой оттенок)
Узнаёт материнский голос, улыбка при общении. Произносит звуки, когда с ним говорят или ему поют.
3 месяца -  появления начального гуления («гуканье») и смеха
Улыбается, когда слышит своё имя или другое слово, произнесённое нежным голосом. Пользуется голосом для выражения эмоций.
4 месяца - активное оживление  и смех при общении
Поворачивается, услышав, что его зовут. Гулит – издаёт звуки, напоминающие «гы», «эгы», «ыхы». Разговаривает таким образом с мамой, которая ему также подражает.
5 месяцев - интенсивное развитие гуления и появления лепета
Услышав звук, поворачивается и ищет его источник. Начинает «петь» - тянет звуки, похожие на гласные с меняющейся высотой и громкостью. Воркует и гукает, когда доволен. Повторяет «булькающий» горловой звук, который сам издаёт.
6 месяцев - слогоподобный  лепет (сочетания губных и язычных согласных с гласными)
Прекращает действия, услышав соё имя. Произносит «м-м-м», произнесение первых слогов  МА, ПА, БА. Изменяет громкость и высоту голоса, плачет и смеётся.
7 месяцев  - каноническая вокализация  (серии слогов)
Лепечет, повторяя несколько раз один и тот же слог « МАМАМа» , «БАБА», «ДЯДЯДЯ», «НЯНЯ-НЯНЯ». Понимает, когда его ругают, может заплакать. Голосовые реакции выделяются из общего «комплекса оживления».
8 месяцев – «расцвет»  лепета, удвоенные слоги
Реагирует на незнакомое лицо, незнакомый голос. При игре со взрослым повторяет за ним те слоги, которые уже сам лепечет. Прекращает то, чем занимается, когда ему говорят: «Нельзя».
9 месяцев - активное подражание
Подражает покашливанию, «мычанию», цоканью и другим звукам. Реагирует на слова «иди ко мне», протягивая руки. Произнесение слогов разных типов, удвоенные слоги.
10 месяцев – использование лепетных слов со значением
Использование 1-2 «лепетных слов», понятных при соотнесении с ситуацией. Чётко произносит одно слово (чаще всего – «мама»). Ситуационное понимание обращённой речи, (например, когда с ним прощаются). Произнесение слогов разных типов.
11 месяцев – копирует  звуки ,повторяет
Использование 3 «лепетных слов» с соотнесением «ам-ам», «пи-пи» и другие. Пытается повторить слова, подражает вибрации губ «пррр». Понимает названия знакомых предметов. Произнесение слогов разных типов.
 12 месяцев – использование осмысленных слов с лепетом
Использование 3-4 «лепетных слов» с соотнесением «папа»,  «мама». Произнесение «псевдослов». Ребёнок  «говорит» на  своём языке – произносит бессмысленные последовательности слогов, не имеющие ещё чёткого значения. Понимает простую инструкцию, дополняемую жестом. Хлопает по просьбе в ладоши «ладушки».Подпевает, легко модулирует высоту голоса . 

Рекомендации родителям

1. Младенец в своём развитии проходит ряд этапов. Не следует жёстко привязывать его умения и возможности к какому-то строго определённому возрасту.
2. Если ребёнок что-либо не делает, то необходимо  дать ему время, обратиться за консультацией к специалистам (сурдопедагог, логопед)
3. Появление лепета физиологично, в дальнейшем лепет «распадается» и появляются слова.

Советы родителям

Постоянно разговаривайте или пойте своему ребёнку во время его бодрствования. Меняйте тон голоса, он для малыша более важен, чем употребляемые слова. Поощряйте любое «говорение» малыша, улыбайтесь и повторяйте такие же звуки за ним.